Увидела на днях в ленте Вк видео с переправой через большую реку. Привычно накрыла ностальгия о жизни в тундре. Вспомнила как это происходило у нас и свои ощущения по этому поводу.
Интересное мандражное чувство охватывало меня при переправе через реку в тундре. Ощущение праздника. Или скорее некоего таинства. Когда на душе одновременно и радостно, и тревожно.
Мои родители каслали в летнее время по определённому маршруту из года в год к побережью Карского моря. На этом пути рек практически не встречалось. Лишь изредка в силу разных обстоятельств мы отклонялись от проторенной дороги (недарма - на ненецком языке) к бассейну реки Тиутей-Яха. И вот тогда приходилось переправляться через множество рек и речушек. Вместе со всем стойбищем в зависимости от того, с кем мы проводили жаркие летние дни. Соседи часто бывали разные. По большей части родственники отца.
Переправиться через небольшие речки не составляло особого труда и не требовало какой-либо подготовки. Что не скажешь о реках побольше. В таких случаях готовиться к переправе начинали ещё при загрузке нарт. Для того, чтобы не промокли вещи и продукты, использовали непромокаемый материал по низу грузовых нарт и тщательно всё обвязывали. Заранее вытаскивали надувную лодку и проверяли на наличие повреждений.
Когда подходили к накануне выбранному месту для переправы, то все участники движения останавливались и дожидались отстающих. Начиналось самое интересное. У меня резко поднималось настроение, становилось от чего-то весело, даже если до этого я засыпала на нарте и еле подгоняла ездовых оленей. Возможно это был замаскированный страх.
Для начала надувалась лодка и на ней бригадир стойбища на пару с помощниками переплывали реку. Затем они осматривали место подъёма на ту сторону. И если требовалось, могли подложить срезанные кустики для удобства прохождения нарт. Часть из них оставались на противоположном берегу. Один возвращался обратно.
Дальнейший процесс зависел от глубины и ширины реки. Если реку возможно было переехать сидя на нарте, то каждый переправлялся самостоятельно. И лишь на том берегу помогали встречающие подняться наверх. Если же река была широкая и достаточно глубокая, то к поводьям привязывалась длинная верёвка, предварительно перекинутая на ту сторону. Мужчины по очереди вытягивали с помощью этого приспособления всех участников аргиша. Детей и женщин переправляли на лодке.
Часто процесс переправки мог затянуться на долгое время. Особенно если стойбище состояло из трёх и более чумов. Поэтому в ожидании переправки или после неё, можно было заняться своими делами. Будучи детьми, мы играли в разные игры. Или перекусывали чем-нибудь с чаем из термоса. Чаще просто наблюдали за происходящим. В более старшем возрасте в таких случаях я в основном погружалась в чтение.
В последнюю очередь переправлялось стадо оленей. После того, как все оказывались на другом берегу реки, нужно было осмотреть всех оленей и нарты, поправить упряж. Затем аргиш трогался дальше к месту назначения.
И всякий раз на сердце оставалось чувство победы и восторга. Что ещё одна преграда на пути успешно преодолена. А впереди ждёт что-то неизведанное и интересное.