Найти тему

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АКТЁРЫ СОВЕТСКОГО КИНО (Ч.1).

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

В советском кинематографе была группа актёров которых ставили играть в основном только отрицательные роли.Вообще по жёсткости распределения актёрского цеха по позиционным нишам и ранжирам советское кинопроизводство с его 7-ью ведущими студиями явно превосходило даже Голливуд.Советскому лицедею 1-2-го ряда было достаточно тяжело выйти за рамки набитого режиссёрами типажа,что подтверждается очень многими примерами .Актёры со спорным кастингом скорее сваливались в положительную группу,амбивалентных персонажей(отрицательные роли с "положительной" внешностью) практически не существовало,а в негативные персонажи и клоуны навечно попадали фигуры идеально подходившие бы для противоречивых и неопределённых киновоплощений.Также в высшем дивизионе советского кинематографа существовала очень небольшая группа(5-10 чел.)лицедеев которые,несмотря на ярко выраженную отрицательную внешность, по блату получали только высокоположительные роли ,вызывающие диссонанс с их физиогномистикой (один из которых играл в "Пиратах 20-го века"(1979-го),а второй в "Мюнхгаузене"(1979-го)).В данной статье мы будем рассматривать актёров которые всё таки наиболее верно попадали под отрицательный типаж ,что и использовалось постоянно режиссёрами бывшего СССР.Если даже какой-либо лицедей из приведённого ниже списка и играл иногда положительные роли,то они с лихвой перекрывались гораздо большим багажом отрицательных киновоплощений.

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

1) ЮРИЙ ДУБРОВИН.(1939) 141-а работа в кино. Этот колоритный актёр с очень узнаваемым лицом тянул нужную и тяжёлую лямку в советском кино постоянно изображая предателей,жандармов,царских шпиков,белых офицеров и других неприятных советскому зрителю персонажей.В основном он использовался в исторических фильмах про царский режим, белогвардейщину и прислужников несоветского строя.;

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

2) ВИКТОР СЕРГАЧЁВ. (1934-2013) 165 работ. Этот похожий на писателя Олешу лицедей использовался на советских киностудиях играя разнообразных неприятных персонажей и злодеев второго плана,противоречивых субъектов ,полупсихопатов и потерянных людей.Он чётко и ясно занимал строго ограниченную площадку второго эшелона не претендуя по сути ни на что большее.;

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

3) ВЯЧЕСЛАВ ВАСИЛЬЕВ. (1934-1997) 29 работ. Такой типаж на экране априори не мог быть хорошим.В западных фильмах ужасов он был бы просто нарасхват.Советские антрепренеры не могли пройти мимо него и он постоянно появлялся в ролях физиологических негодяев и природных античеловеков.Если бы он был хотя бы лет на 10-ть помоложе,ему не было бы цены в чернухе,которая поперла в кино 90-ых.;

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

4) ЮРИЙ ШЕРСТНЁВ. (1941-2017) 110 работ. Это он "убил Будулая".С такими внешними данными этот живописный актёр не мог играть никого иного кроме палачей,уголовников,врагов и антисоциальных личностей.В защиту его можно сказать то,что все до единой его роли были высокопрофессиональными и очень запоминающимися.;

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

5) АЛЕКСЕЙ ЖАРКОВ.(1948-2016) 129 работ.Его принципом было:"Никогда не отказываться от ролей".До расцвета карьеры Андрея Панина эта ниша всецело была его и он был его предтечей.Его стабильным амплуа были роли полумерзавцев,опустившихся мужиков,латентных негодяев и разнообразных хмырей(фильм"Васька"1989г.).Кафедра такого типажа была востребована всегда и особо незанята в его лучшие годы,что однозначно способствовало продвижению его карьеры.Младший его на 14-ть лет Панин уже не относился к "советским" и "пошёл"только после"Мама не горюй"(1997-й),поэтому у Жаркова до 50-ти летнего юбилея не было особой конкуренции (а кто мог её составить не стремился это сделать(Бортник и т.п.)).;

фото из открытого доступа .
фото из открытого доступа .

6) ЭДУАРД МАРЦЕВИЧ (1936-2013) 109 работ.Его лицо словно напрашивалось на амплуа мошенников,аферистов и скрытых негодяев.Змеиная хитрость и лукавство были буквально написаны в каждом движении его мимики .Уже с отличного фильма "Кража"(полюбуйтесь на Ирину Азер)Марцевич полностью нашёл свою сферу сценической деятельности,от которой не отступал до последнего дня.;

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

7) ЮРИЙ СМИРНОВ.(1938) 74 работы.Этот типаж превосходно вписывался в амплуа деревенских кулаков,бандитов и мироедов,которых он в основном и исполнял в советском кино.В ролях другого жанра он смотрелся гораздо слабее и запомнился всем ,в первую очередь,своими мощными ,цельными образами в фильмах "Бумбараш"и"Вечный зов".;

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

8) КОНСТАНТИН ЖЕЛДИН (1933) 97 работ. "Холтофф" из "17-ти мгновений".Часто исполнявший роли садистов эсесовцев и белогвардейцев,этот маэстро в молодости был похож на такого же молодого Э.Хопкинса.Лучше всего ему удавались роли следователей и дознавателей и странно,что он вообще их так мало сыграл.После долгого перерыва в 90-е ,он,как ни в чём не бывало,продолжил свою карьеру в 2000-е.;

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

9) АЛЕКСЕЙ САФОНОВ.(1938) 270(!) работ. "Рольф" из "17-ти мгновений".Ярко и убедительно играя отрицательных персонажей,он вплоть до перестройки не мог выйти из этой стези,так как одна ассоциация сразу вызывала предыдущую.В отличии от очень многих советских лицедеев,он смог решить все переломные трудности в 90-ых,вовремя переключившись на озвучку и дублирование,а затем продолжив карьеру.;

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

10) МИХАИЛ ГЛУЗСКИЙ (1918-2001) 380(!!!)работ. Этот очень колоритный актёр с бульдогообразным лицом по ходу своей начавшейся в 45-ть лет карьеры только в половине случаев играл отрицательных персонажей,но там где они были исполнены ,там они запоминаются навсегда. Глузский рано стал сниматься в эпизодах ,но известность ,популярность и стабильность к нему пришли почти в 50 лет.Он сыграл очень много ролей военных как с "правильной",так и с "неправильной"стороны,сотрудников разведки и МВД,удавались ему и роли купцов.Его отличная роль в "Последнем дюйме"доказывает,что он совершенно спокойно мог вписаться и в американский кинематограф,если бы он родился не здесь ,а там.;

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

11) ВЛАДИМИР САМОЙЛОВ.(1924-99) 120 работ. Этот очень известный в СССР актёр ,так же как и Глузский,только в 50% ролей в своей карьере привлекался для исполнения отрицательных персонажей.Но эти сыгранные им роли,ложились,что называется,как влитые.Его типаж был идеален для шпионов и спекулянтов("Судьба барабанщика"(фильм намного лучше книги),"По прозвищу зверь,Расследование" и др.)Этот маэстро был одним из самых заметных актёров советского времени.;

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

12) АЛЕКСАНДР ЯНВАРЁВ.(1940-2005) 89 ролей. Он страстно хотел играть положительные роли ,но типаж этому не способствовал.За очень редкими исключениями ему поручали исполнять ипостаси бандитов ,браконьеров,уголовников и белогвардейцев.Очень странно что такого высокопрофессионального мастера сцены не использовали в кино 90-ых или ,вернее,он сам не нашёл себя в нем,несмотря на звание Заслуженного артиста РСФСР.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ).

ВСЯ СТАТЬЯ НОСИТ ОЦЕНОЧНОЕ СУЖДЕНИЕ.