МЕЖДУ АППЕТИТОМ И ПЕРЕЕДАНИЕМ ЧТО-ТО ЕСТЬ.
Подопечный рассматривает свою жизнь в виде схемы А (стимул) → С (реакция); А (внешние события) → С (поведение); А (Аппетит) → С (Переедание). Но схема А→С не верна. В ней есть опущенный элемент. Правильная формула выглядит так^
А(Аппетит) → B(Убеждение) → C(Переедание). Именно В (то, что Подопечный говорит себе относительно своего Аппетита), а не сам Аппетит приводит к перееданию.
Существует три основных убеждения, которые открывают шлагбаум между Аппетитом и перееданием:
- Если я поем мне станет хорошо (успокоюсь, заряжусь энергией, аппетит уйдет, удовольствие получу), а если не поем будет плохо (терпеть Аппетит невыносимо, буду злой, заболею, не будет энергии)
- Один кусочек мне не повредит
- Завтра начну снижать вес
ИЗМЕНЯЙ, ПРИНИМАЙ ИЛИ ЗАБЕЙ
Задача Наставника/Психолога в теме №3 "Голоса в Голове" показать, что между Аппетитом и Пищевым Поведением есть промежуточная станция, которая называется Голова, в которой звучат мысли, разрешающие переесть.
Как и в любой из 12 психологических тем мы можем действовать через принятие или изменение. Принять - показать, что голоса влияют на поведение. Изменить - показать, что голоса - лгут. Забить - не обращать внимание на голоса, не вовлекаться в из содержание, сосредоточив внимание на своих ценностях.
Давайте рассмотрим техники принятия, изменения и забивания на примере развода "Сегодня поешь, а завтра начнешь худеть"
1. ТЕХНИКИ ПРИНЯТИЯ
Задача Наставника/Психолога продемонстрировать Подопечному, что между Аппетитом и Перееданием есть голоса, которые убеждают его переесть:
-Наставник: Какая мысль промелькнула, когда вы сели за праздничный стол на работе и увидели торт?
-Подопечная: Сегодня день рождение у начальницы, а завтра ни у кого дня рождения не будет, поэтому начну худеть завтра, а сегодня поем
Принятие здесь проявляется в том, что Наставник не доказывает ложность того, что говорят голоса, а просто констатирует содержание:
Ага, понял. Мысль "завтра" разрешает вам отложить снижение веса и поесть торта
Наставник/Психолог также могут соглашаться с реакцией Подопечного, добавляя "если мысль верная, то и реакция ваша верная":
- Я бы тоже съела на вашем месте торт, если бы завтра можно было начать худеть
Наставник/Психолог может предложить поизучать мысль "завтра", не настаивая на том, что она ложная. Важный момент при этом не использовать эти приемы для тонкого стеба подопечной, а реально непредвзято изучать особенности мысли "завтра":
- Хорошо, завтра так завтра). Интересно что они завтра скажут?
- Завтра? Хорошая мысль. Давайте пробовать. А что если завтра снова возникнет эта мысль?
- А раньше сколько раз вы начинали худеть "завтра"?
- Завтра у Вас будут другие мысли?
- Хорошо, завтра, так завтра. А вчера какие были мысли?
Эти речевые модули можно использовать и при выявлении ложности утверждения "завтра". Для этого нужно лишь чуть-чуть изменить тональность вопроса. Например вопрос: "А вчера какие были мысли" можно задать с намеком, что и вчера вы кормили себя завтраками, а можно этот вопрос задать непредвзято, реально желая услышать ответ.
2. ТЕХНИКИ ИЗМЕНЕНИЯ
Задача Наставника/Психолога доказать ложность утверждения "Завтра"
2.1. Усомнитесь в правдивости мысли
Еще один инструмент терапевта – вопрос: «Насколько процентов ты в той ситуации верил в правдивость развода и насколько ты веришь в эту правдивость сейчас». Этот разговор позволяет решить насколько эго-дистонны (пациент понимает иррациональность развода) разводы. Если пациент верит в их истинность (развод эго-синтонен), терапевт не может работать на отказ пациента от развода, до тех пор пока не проведет работу по их дискриминации.
- Согласна с вами. А вы готовы с собой согласиться?
- Завтра точно начнёте худеть? Сами в это верите? На сто процентов?
- Я Вас прекрасно понимаю, сама на "похудею завтра" была толстой много лет. И Вы хотите так?
2.2. Посмейтесь над разводом
Терапевт может высмеивать развод сам, а может подключать к этому группу или самого Подопечного.
- Ха-ха, очень смешно, как вы каждый день с с серьезной миной говорите себе: завтра начну новую жизнь. Я прямо увидела вас 15-летней девочкой, потом 25 летней девушкой, потом 25 летней женщиной. Сейчас вам 52 года и вы продолжаете одну и ту же фигню себе талдычить
- Давайте сегодня смотреть День сурка! Классный же фильм)
2.3. Контраргументы Голосу.
Если в голове происходит развод на еду, то клиент может противостоять этому разводу, высвечивая лживость аргументов, толкающих на переедание. Эти новые контраргументы как заклятия-обереги останавливают переедание
- Наставник: Какое опровержение вы можете проговорить утверждению "Завтра"
- Подопечная: Услышав голос, я проговорю: "Я тебе не верю. Я уже 8 лет кормлю себя завтраками и до сих пор толстая
- Что бы вы сказала знакомой, если бы она говорила себе "завтра начну худеть, а сегодня поем"
2.4. Это не вы, это тролль
Представьте, что разводящие на переедание мысли не ваши, а жирного Тролля, который хочет вас поиметь. Чем отвратительнее вы представите того, кто вам шепчет слова “съешь маленько, ничего не будет”, тем лучше. Резко и коротко пошлите бранным словом Урода, нашептывающего вам “сегодня можно, завтра начнешь заново”
2.5. Осознайте последствия мысли
Предложите подопечной подумать, к чему приведет ее уверенность в правоте этой мысли "завтра начну худеть". И каков бы мог быть результат, если бы она перестала верить в мысль "Завтра сяду на диету"
3. ТЕХНИКИ ЗАБИВАНИЯ
Наставник/Психолог учит не обращать на голоса внимание
3.1. Магнитофон
Представьте, что разводящие на переедание мысли – это просто магнитофонная запись, которая бесконечно проигрывается в вашей голове. Ее текст не связан с ситуацией. Это просто бесконечное повторение.
3.2. Анти-разводное дыхание
В момент активизации Голосов уйти из головы. Голоса в голове распинаются, заливаясь соловьем, а вас там нет. А где вы? А вы в это время, не в голове, а в теле. Например, дыхание свое слушаете.
Представьте, что вы заходите в лифт и спускаетесь из Головы в Грудь, где сегодня с концертом выступает ваше Дыхание. Вы спустились вниз, чтоб послушать его.
Сделайте свое дыхание в два раза глубже, в два раза продолжительнее и связным (между вдохом и выдохом нет паузы). Дышим так пока голоса в голове не успокоятся.
3.3. Просто смотрим на голоса, не вовлекаясь
Представьте, что слово "завтра" - это лист плывущий по реке, а вы стоите на мосту и смотрите, как он проплывает под вами и уплывает вдаль. Один лист, второй, третий.
3.4. Просто не слушаем голоса
Давайте один денек просто не будем слушать голоса, а завтра с ними поговорим
3.5. Перенесем внимание с голосов на свое поведение
Худеть будем завтра, ок. Чем сегодня займёмся?
Вы похудеете завтра, но чтобы это случилось, сегодня надо просто ужин сделать белковым. Вы готовы?
ПСИХОТЕРАПИЯ ЛИШНЕГО ВЕСА
Хотите научиться управлять своим питанием и весом с помощью психологических практик? Пройдите по ссылке: : https://goodwin-clinic.ru/pay/?pid=2800. В поле промокод введите слово: ДЗЕН50 и нажмите кнопку "Применить". Вы станете участником психологического курса с Доктором Кондрашовым.
*промокод действует для новеньких участников, кто еще не участвовал в игре.
ДА ПРЕБУДЕТ С ВАМИ СТРОЙНОСТЬ