Пост написала, но мысли не улеглись. Решила их записать, и получилась такая вот статья.
Приветствую всех на канале «Путь учителя». Меня зовут Александра, я работаю учителем русского языка и литературы, но говорить с вами буду не только о школе.
После публикации моего поста от меня отписались 2 человека. Всякое бывает, но я склонна думать, что это был протест против фразы "И я готова это [бесплатные занятия] им [детям] дать". Почему я так думаю? Потому что многие коллеги всегда осуждали моё желание объяснять детям материал тысячу раз в своё свободное время. Коллеги заходят в кабинет, когда мы занимаемся после уроков, и ругают меня и детей. Меня за альтруизм, детей за лень. Но я не соглашусь с тем, что дети ленивы. Если уж они пришли ко мне за помощью, если смогли признаться, что что-то не понимают, если нашли время для работы, это не лень.
Что касается альтруизма... Конечно, у меня есть другие дела, которым нужно уделять время. И если я задерживаюсь, то обязанности мои не испаряются, безусловно. Но я не могу сказать, что я страдаю из-за этого. Я сама хочу вести дополнительные занятия, это моё решение, продиктованное помогать желающим (важно, что именно таковым, а не тем, кого заставляют прийти, кто ничего не делал и не будет делать).
Была такая ситуация в прошлом учебном году. На дополнительные занятия пришли юноши. Я спрашиваю, что они хотят повторить. Один сказал, что пунктуацию, второй его поддержал, третий промолчал. Я у последнего спрашиваю: "Почему молчим? Что разбирать будем?" Ответ: "Меня мама заставила прийти. Я ничего не хочу разбирать". На это я сказала, что он может быть свободен. Юноша собрал вещи и молча ушёл. Ребята удивлённо смотрели ему вслед...
Да и не каждый же день я часами бесплатно занимаюсь с детьми, нет. Раньше я выделяла 1 день в неделю для желающих. Кто-то мог заглянуть в другие дни, и если я была свободна, то мы занимались какое-то время. В условиях пандемии у меня было выделено 2 дня для 9-х классов. В течение года ходило лишь несколько человек из каждого класса. Это незначительная нагрузка для меня, но значительная помощь для ребят.
В 10 классе у меня был оплачиваемый час (внеурочная деятельность), но, конечно, мы всегда занимались дольше. Я всегда переживаю за выпускников, иногда больше, чем они: в этом году один девятый класс мне так и сказал... И пусть коллеги называют это любыми словами, мне главное видеть результат.
В конце учебного года ездили с моими ребятами из 10А на экскурсию. В транспорте девочки обсуждали желающих уйти, пытались понять, сколько детей в 11 классе останется. Аня: "Коля ещё думает!" Я (в шутку): "Я тоже думаю". Девушки смотрят непонимающе. Шутку не оценили. А юноша рядом говорит: "Нееет!! С Вами не страшно!"
И ещё один момент: после уроков мои ученики двойки переписывают редко. Я не считаю правильным давать такую возможность. Во-первых, каждый ученик может подойти ко мне за объяснениями до контрольной работы (всякое бывает: болел, кто-то мешал на уроке, плохо себя чувствовал). Небольшие темы и в перерыве можно ещё раз проговорить - часто использую большие перемены для этого. Шансов понять материал было более чем, и у ребят нет права причин говорить, что тема была непонятная, плохо объяснили и прочее. Я занимаюсь репетиторством, и все до единого ученики жалуются, что учитель после уроков или на перемене не соглашается ещё раз объяснить тему. Обычный ответ: "Надо было слушать на уроке". Мне кажется, такой подход отбивает желание учиться, хотя я могу понять, почему учителя отказываются. Во-вторых, очень редко дети, которые пришли переписывать двойки, готовились к этому. Максимум, что они сделали, это узнали все правильные ответы. Я всегда делаю 3 варианта контрольной работы. И, получив 3-й вариант, неподготовленные ученики снова пишут на 2. Бесполезная трата времени и бумаги.
Вот такие мысли. Напишите, пожалуйста, готовы ли вы объяснять обучающимся материал? Расстраивает ли вас отказ учителя объяснить вашему ребёнку материал ещё раз?