Найти тему
Хроники св. Женевьевы

Убийство герцога и ужин у Депардье

Пересекая широкую парадную авеню Опера, где в этой ее части почти по соседству расположились бутики двух супер-известных кондитеров, Пьера Эрме с его волшебными макарон и Седрика Гроле, шеф-кондитера отеля "Мёрис", попадаем в маленький уютный квартал Gaillon (Гайон).

Мы жили здесь на ул. Монсиньи, за тяжелой синей дверью по соседству с театром "Буфф- Паризьен", чей фасад в вечера представления подсвечивался старыми вредными лампочками накаливания, придававшими зданию абсолютно вид XIX в. Парижане, нарядные, но как всегда без излишеств, курили в антракте на улице с бокалами в руках и обсуждали спектакль. Театр был основан в 1855 г. Жаком Оффенбахом, который был и художественным руководителем и композитором и дирижером. (вот тут нет фотографий, даже старых, только из Википедии)

Wikimedia Commons/Photo: Mbzt  (CC BY-SA 3.0)
Wikimedia Commons/Photo: Mbzt (CC BY-SA 3.0)

Вот на этом фото (спасибо пользователю Mbzt) видно, что улица Монсиньи заканчивается, неожиданно упираясь вот в это бежевое здание, довольно большое, оно так и стоит как бы посередине квартала, его можно только обойти по периметру. Сегодня оно принадлежит Банку Франции и там располагаются все возможные сервисы для сотрудников, начиная с тренажерного зала. А возводилось оно для выступлений труппы "Комической оперы" (L'Opéra-Comique), образовавшейся еще при Людовике XIV, и носило название "зал Вантадур", открылось в 1829 г. В середине столетия этот зал занимала уже "Итальянская комедия", но вообще история парижских театров довольно сложна, потому что их было ОЧЕНЬ много и они постоянно переезжали, закрывались, меняли названия и объединялись. Но второй округ еще и театральный, так что к театрам еще придется вернуться.

Итальянский театр в 1843 году. Гравюра К. Моттрама по рисунку Эжена Лами .© Bibliothèque nationale de France
Итальянский театр в 1843 году. Гравюра К. Моттрама по рисунку Эжена Лами .© Bibliothèque nationale de France

По соседству можно попасть в главную достопримечательность II-ого округа, в один из пассажей. Конечно, пассажи в центре города есть не только здесь, но именно здесь сосредоточены самые известные и красивые. Пассажи вообще очень парижское изобретение, некоторое представление о них может, безусловно, дать московский Петровский пассаж, созданный по парижскому образцу, т.е. это крытая галерея, как минимум с двумя входами и магазинами, ресторанами, читальнями, как водится, с борделями. Вспомним крытую часть ул. Риволи и, главное, Пале- Рояль.

Пассаж Шуазель. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Пассаж Шуазель. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Почти все пассажи открывались с начала XIX в. в этом районе и пользовались огромной популярностью у горожан. Магазины и салоны – под крышей, непогода не страшна, есть, где присесть и перекусить и развлечений – масса, ибо каждый новый пассаж завлекал гостей чем-то необычным и новым. В наши дни в пассажах находят пристанище не только известные марки одежды или обуви, но и часто редкие ремесла, букинисты, филателисты, небольшие антиквары, продают фурнитуру и редкую парфюмерию, реставрируют мебель, уникальные игрушки . Сегодня, конечно, многие из них тихонько умирают, в некоторые заходить страшно, но все парижские галереи еще в 1999 г. объединились в ассоциацию чтобы сообща рассказывать, показывать, спасать, искать средства для сохранения этого уникального мира.

И вот на ул. Сент-Огюстин № 23 вход в пассаж Шуазель (второй вход – на ул. Пти Шам). Если посмотреть вверх можно увидеть маленькую галерею или крытый балкон с колоннами и часами.

Шарль Лансио, пассаж Шуазель, 1916, ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Шарль Лансио, пассаж Шуазель, 1916, ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Это, как кажется надстройка, а на самом деле уцелевшая при прокладке пассажей часть большого особняка de Gesvres 1655 года, получившего свое имя от герцога Жевре, губернатора Парижа, устроившего у себя самый известный игорный дома эпохи Регентства, где проигрывались состояния. С улицы его не видно и внутрь попасть вряд ли получится, сегодня он принадлежит паре дизайнеров интерьера, отреставрировавшим и переоборудовавшим дворец. Они собрали уникальную коллекцию произведений искусства. Вот тут можно посмотреть интерьеры https://www.habituallychic.luxury/2020/01/hotel-du-duc-de-gesvres/

В этом пассаже на верхнем уровне жил сегодня не очень известный и кое-где запрещенный из-за своих профашистских взглядов писатель Селин, в 1970 открылся первый бутик "Kenzo" и имеется еще один выход для театра "Буфф-Паризьен".

Пассаж Св. Анны. Эжен Атже © Bibliothèque nationale de France
Пассаж Св. Анны. Эжен Атже © Bibliothèque nationale de France

Связанный с пассажем Шуазель пассаж св. Анны сегодня вот как раз один из заброшенных. Он выходит на одноименную улицу, ставшую центром японской эмиграции. Вся улица – это, но если честно, не только японские, но китайские, вьетнамские, камбоджийские заведения, фонарики, флажки, террасы и кулинарии, торгующие на вынос, очень колоритное место. На этой улице много кто отметился, есть версия, не очень подтвержденная, что д. 34 принадлежал семье дю Барри, за представителя которой вышла замуж некая Жанна Беку. Фамилию мужа она прославила тем, что стала одной из самых известных любовниц Людовика XV, Жанна дю Барри, казненная на гильотине.

Мадам дю Барри работы Элизабет Виже Лебрен (Художественный музей Филадельфии, 1781 г.).
Мадам дю Барри работы Элизабет Виже Лебрен (Художественный музей Филадельфии, 1781 г.).

А в доме № 46-совсем противоположный персонаж. Известный проповедник богослов и философ XVII в. Жак-Бенинь Боссуэ, чьими проповедями заслушивался весь Париж. Он был талантливым оратором, писателем и очень образованным человеком, к чему призывал и всех священников.

В телеграм я как-то упоминала Пьера Кроза, так вот его, не особняк - дворец, располагался в этом округе на огромной территории. Все это было продано мужем одной из его наследниц, графом Этьеном-Франсуа де Шуазелем (пассаж и улица его именем названы, да), первым министром Людовика XV, между прочим, и авантюристом по природе, похоже. Когда он оказался по уши в долгах, разделил территорию на участки для постройки целого района с улицами, домами и опять же театром.

И вот сегодня это огромный жилой комплекс между улицами Шуазель, Фавар, Грети, Мариво, д'Амбуаз и площадь Буальдье, где стоит здание сегодняшней "Комической оперы", зал Фавар.

зал Фавар
зал Фавар

Это третий театр с таким названием, предыдущие 2 сгорели, второй пожар 1887 унес жизни 84-х человек.

Henri-Martin Vos. Артистическая уборная после пожара 15 мая 1887 г. в театре Опера-комик.
Henri-Martin Vos. Артистическая уборная после пожара 15 мая 1887 г. в театре Опера-комик.

На крошечной площади Гайон, которая даже на картах указана не всегда, расположился ресторан "Фонтан Гайон", до 2019 г. принадлежавший Жерару Депардье. Актер продал его в знак протеста против французской системы налогообложения, которую считает крайне несправедливой. Конечно, личность известного актера, появлявшегося изредка по утрам в своем ресторане, сильно подогревала интерес особенно заезжей публики к заведению. При Депардье ресторан предлагал традиционную французскую кухню, но, конечно, высочайшего качества продуктов и исполнения. В меню было в основном мясо и птица и огромный даже для Франции выбор вин.

-11

Сегодня рестораном руководит супер известный шеф Марк Вейра, уроженец Савойи, чей ресторан "Мэйзон де Буа" в Альпах не так давно стал причиной крупного скандала. Гид «Мишлен» лишил ресторан одной звезды и шеф подал в суд, требуя раскрыть критерии оценки анонимных инспекторов. Суд Марк Вейра проиграл, звезду ему не вернули, однако в ходе рассмотрения стало известно, что спор разгорелся из-за сырного суфле, в котором, как утверждал инспектор, вместе с местными сортами использовался английский чеддер. Суд признал доводы истца безосновательными и не нашел никаких доказательств понесенного ущерба. Однако данный иск стал прецедентом, после него еще один шеф-повар из Южной Кореи обратился в суд, правда с противоположным требованием. Заявитель потребовал исключить свой ресторан из списка «Мишлен» и забрать звезду, поскольку он не хочет иметь никакого дела с этой коррупционной и исключительной субъективной, по его мнению, системой оценки ресторанов.

Фонтан Гайон, Agence Rol. Agence photographique (1910), © Bibliothèque nationale de France
Фонтан Гайон, Agence Rol. Agence photographique (1910), © Bibliothèque nationale de France

Как бы то ни было, ресторан с чудной террасой и белыми зонтиками под фонтаном XVIII в. на площади Гайон работает, сохранил богатый выбор вин в честь прежнего владельца и предлагает обновленное меню с буйабесом из озерной рыбы, тартаром из судака с кокосовым молоком и тарелкой савойских сыров, точно без чеддера.

Дальше, в глубь округа можно пройти по не очень выразительной ул. 4 Сентября и увидеть дворец Броньяр или Парижскую фондовую биржу, построенную к 1825 и названную по имени архитектора.

Люсьен Адрион. Биржевая площадь.
Люсьен Адрион. Биржевая площадь.

Можно пройти по более живописной ул. Пти-Шам или попробовать не затеряться в маленьких улочках между ними через сквер Лавуа. В 1820 г. на месте этого сквера на выходе из оперы был убит герцог Беррийский, сын будущего короля Карла X и, соответственно, племянник действующего еще короля Людовика XVIII.

Анри Пьер Данлу.  Шарль Фердинанд Д’Артуа (1778-1820), герцог Беррийский
Анри Пьер Данлу. Шарль Фердинанд Д’Артуа (1778-1820), герцог Беррийский

Герцог был страшным волокитой, изменял жене постоянно, а в день смерти с женой приехал в Оперу на выступление очередной своей любовницы! Его и убили-то когда он провожал супругу до кареты и рассчитывал вернуться в Оперу на встречу с ней.

Тут нужно уточнить, что Опера это не та, которая сегодня всем известна, не опера Гарнье. Тогдашняя опера, после пожаров и революций находилась здесь.

Парижская опера в 1820 г.
Парижская опера в 1820 г.

Убил его сторонник Наполеона Лувель, который считал герцога единственным из Бурбонов, кто мог оставить наследника и продолжить династию. Но смерть герцога оказалась напрасной, поскольку его жена была уже беременна и через семь месяцев родила мальчика. И еще трое его детей родились после его смерти, один у этой самой актрисы. А здесь -чуть больше про герцогиню и ее хрустальный столик.

Герцогиня Берри в 1825 году Томас Лоуренс Версальский дворец
Герцогиня Берри в 1825 году Томас Лоуренс Версальский дворец

Была идея на этом месте поставить искупительную часовню, даже проект был сделан, но этому помешала очередная революция 1830 г. и сегодня сквер украшает вот этот фонтан.

Ну вот, первое знакомство с этим районом, дальше будет еще парочка преступлений, потрясших Париж, торговцы тканями, проститутки и воры, Королевская библиотека и самое главное - бульвары.

А расскажите, были вы в этих местах или нет, что уже знаете, а что узнали?

Подписывайтесь на мой канал о Париже на яндекс-дзен и на Телеграм, там дополнительные истории.

#история парижа #рестораны парижа #2 округ #театры парижа