Ей было всего четыре года, и она вряд ли понимала, что ее лишили наследства.
Герцогиня Бретани перед своей кончиной в попытках сохранить независимость герцогства оставила его своей младшей дочери Рене. Король Людовик решил сделать по-своему. Проигнорировав волю своей жены Анны, отдал старшую дочь Клод за наследника французского престола, своего кузена Франциска, и сказал, что Клод теперь является герцогиней Бретани.
Клод не оправдала ожиданий матери, так как вскоре после свадьбы умер отец - король Людовик, и королем стал ее муж Франциск.
Когда Франциск путешествовал по Франции королевским двором управляла властная мать Франциска Луиза де Савойя и его сестра Маргарита д'Ангулем. У Клод было слабое здоровье из-за частых беременностей, и во время путешествий своего мужа она жила в замке Блуаз.
А маленькую ещё девочку Рене отправили жить к Маргарите. Маргарита была блестящей, высокообразованной покровительницей творческих личностей: ученых, художников, писателей. И она воспитала из Рене настоящую сильную женщину, которой она стала впоследствии. (Ещё одна молодая дама при дворе, на которую Маргарита оказала сильное влияние, была Анна Болейн).
В 1524 году Рене теряет близкого и родного человека, теперь уже последнего члена своей семьи - Клод. Её сестра умерла на ее руках. На тот момент Рене было 14 лет. Она была принцессой Франции и осталась одна в этом мире.
Франциск нашел документы, в которых ее мать оставила ей в герцогство Бретань. Но ранее Людовик до своей смерти, как известно, передал все документы Клод, а та оставила свои права своему сыну Генриху, наследнику престола. Франциск опасался, что будущий муж Рене или ее наследники могут попытаться предъявить свои права. В обмен на пышное приданое, титул герцогини Шартрской и ежегодную пенсию от короны Рене должна была подписать отказ от любых претензий к герцогству. И она согласилась.
В семнадцать лет Рене вышла замуж за красавчика Эрколе II, который после смерти отца Альфонсо I д'Эсте должен был унаследовать титул герцога Феррары. Его матерью была Лукреции Борджиа.
После первой встречи с Рене, Эрколе II был разочарован внешностью своей невесты. Черты лица у нее были простыми, и так же, как и у ее сестры, у Рене был сколиоз. Но все, кто общался с Рене, восхищались ей и говорили, что ее быстрый ум и милый дух с лихвой компенсировали недостаток красоты.
Франциск, провожая Эрколе и Рене до ворот Парижа, когда те уезжали на родину, сказал Эрколе, чтобы тот относился к Рене соответственно и помнил о том, что Рене является дочерью Франции.
Рене всегда была волевой и политически активной. Брак с Эрколе не принес ей счастья. Но, несмотря на это, Рене подарила мужу пятерых детей. Она была хорошей матерью и занималась их воспитанием.
Рене была настоящая француженка. Она привезла с собой в Италию французский двор. Она продолжала соблюдать свои французские обычаи, носить французскую одежду, есть французскую пищу. Итальянский язык ей трудно давался. Местные дворяне обижались на нее, но она была щедра и добродушна с ними и поэтому была любима жителями Феррары.
Но ее мужа Эрколе осаждали постоянные жалобы придворных, которые считали, что их семьи лишаются важных королевских должностей из-за того, что Рене пользуется только своими французскими сопровождающимися. Так же Эрколе возмущали расходы на французских подданных. И он начал увольнять их понемногу. Рене это не устраивало. Отношения между супругами начали портиться.
Вскоре, к своему ужасу, Эрколе остался без союзника, так как, женясь на Рене, он хотел создать союз между своим герцогством и Францией. Но Франциск развернулся и подписал договор с врагом Эрколе, императором Карлом. И недовольство Эрколе к своей строптивой жене возросло.
Приютив спасавшихся от преследования религиозных диссидентов, Рене создала Эрколе большие политические проблемы, когда умер его отец.
Слухи о деятельности Рене распространились далеко и широко. Одни восхищались тем, что она укрывает людей от преследований, другие беспокоились о состоянии ее души. Сын Клод Генрих, племянник Рене, написал ей обеспокоенное письмо, умоляя ее вернуться в лоно католической церкви. Он сказал ей, что посылает инквизитора к ее двору.
Эрколе решил, что это последняя капля. Он уволил весь французский двор своей жены и выслал религиозных диссидентов, которых она укрывала.
Эрколе подал официальную жалобу на свою жену инквизитору Мэтью Орризу, которого прислал Генрих. Рене арестовали, обвинили в ереси и заключили в одном из замков Эрколе. Ей сказали, что все ее имущество конфисковано, и она никогда больше не увидит своих детей, если не откажется от своих слов. Ее старший сын Альфонсо осудил ее как еретичку и сказал, что она должна быть сожжена. Франция заявила, что полностью лишит ее своей защиты.
Рене должна была быть в ужасе. Она нуждалась в поддержке Франции, особенно теперь, когда ее муж и сын оказались враждебны ей. После нескольких недель допросов и уговоров Рене сдалась. Она написала письмо Эрколе, обещая ему полное подчинение.
Она была освобождена из-под стражи и вернулась к своему мужу. Но их брак был фактически закончен. Рене отказалась спать в спальне с мужем, где у них родились "такие прекрасные дети".
Незадолго до смерти Эрколе призвал Рене, чтобы она пообещала, что будет жить в католической вере и что она включена в его завещание только при условии, что будет вести добропорядочную католическую жизнь.
Если Рене думала, что со смертью Эрколе ее беды закончились, она сильно ошибалась. Сын предупредил ее, что если она вернется к своим протестантским взглядам, то ей придется покинуть страну. Рене решила вернуться на родину, где у нее будет свобода исповедовать свою веру. Говорят, что жители Феррары плакали, когда она уезжала. Она была их герцогиней уже тридцать лет, и ее любили за доброту и милосердие.
Рене поселилась в замке в Монтаржи, одном из владений, которые Франциск предоставил ей в обмен на отказ от претензий к Бретани. Хотя она никогда не была счастлива в Италии, она полюбила ее стиль садов. Рене наняла архитектора, чтобы обновить замок и разбить полукруглые сады на крутых склонах холмов вокруг него.
Она построила кальвинистскую церковь и открыла свои двери для протестантских беженцев. Рене думала, что кальвинистские богословы будут уважать ее и дадут ей возможность участвовать в формировании доктрины церкви. Но пасторы отвергли ее.
И она решила открыть свои двери для всех, кто нуждается в приюте или уходе, независимо от их веры.
Ее благородная кровь защищала ее до третьей религиозной войны. Ее зять, герцог де Гиз, поручил генералу Марликорну возглавить атаку, требуя, чтобы она выселила протестантов, находящихся под ее защитой, иначе он будет обстреливать замок из пушек. Рене поднялась на крепостную стену, чтобы посмотреть ему в глаза, сказав, что "посмотрит посмеет ли он убить дочь короля". Он не посмел.
Маликорн вернулся с королевской властью и заставил ее вывести из замка четыреста шестьдесят человек. Она сказала ему, что если у нее на подбородке будет то же, что и у него, то она убьет его своей рукой за то, что он вестник смерти.
Во время резни Святого Варфоломея Рене была в Париже и поступила инстинктивно, укрыла от нападения тех, кого могла. Сама она не была мишенью, но Екатерина Медичи прислала ей требование отречься, которое Рене демонстративно проигнорировала.
Рене умерла в 1574 году, достигнув почтенного возраста шестидесяти трех лет.
-----------------------------
------------------------------
Делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите проект. Ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
#история #наука #средневековье #короли