От стандартного к уникальному
Не будет большим преувеличением утверждение о том, что дебют бостонской группы Extreme не явился музыкальным открытием. Вышедший, что характерно, всего лишь годом ранее, этот альбом в целом предлагал стандартный поп-метал, поэтому быстро растворился в общей массе аналогичных релизов.
И даже несмотря на некоторые проблески и намёки на назревавший уникальный подход и звучание, в который раз вызывают неподдельное изумление те рост и скачок, которые группа уверенно и бескомпромиссно демонстрирует на втором альбоме.
Коллектив здесь будто бы выходит из тени и сразу же вступает в игру, причём с такими размахом и амбициями, а также подкрепляющими их элементами, что завоевание уважения и восхищения становится лишь делом того небольшого периода, пока звучит пластинка. Возможно, сказалась и смена продюсера (за дело приступил Михаэль Вагенер, который ранее работал с такими командами, как Accept, Raven, Dokken, Great White, Skid Row и другими исполнителями метал-жанра).
Говоря об альбоме, стоит упомянуть, что Pornograffitti – почти концептуальный диск, на котором в той или иной форме исследуется тема утраченной невинности, а также пороков, с этим процессом связанных.
Так на вступительном треке Decadence Dance мать зовёт сына домой на фоне проливного дождя. Но дитя уже сбежало в лоно большого города и познаёт все низменные «прелести» урбанистической цивилизации. Потребительство и падение нравов на уже обозначенной композиции, сладострастие на Li’l Jack Horny, власть денег и алчность на Money (In God We Trust), одержимость сексом на заглавной песне (Pornograffitti) и одержимость, очевидно, запретным плодом на Suzi (Wants Her All Day What?), мизантропия (He Man Woman Hater) и прочее.
Как антиподы и проблески чего-то светлого, искреннего и хорошего звучат и темы любви (More Than Words, When I First Kissed You), а также боязни её утраты (Song for Love), размышления о пустоте без этого чувства (Hole Hearted).
Конечно, в обращении посредством лирики к этим сторонам жизни нет ничего нового. Многие группы аналогичных жанров освещали в тот период порок, разврат, опасное веселье и тяжкое похмелье, но и тут Extreme оказались тоньше. Вместо прямой, в лоб бьющей подачи и раскрытия тем через описание разгула, нижнего белья и вываливающихся причиндалов, за большинством строчек и образов кроется лукавая ирония, что также отражается в присущей Гэри Шероне манере исполнения.
Как бы наблюдая изнутри за постепенным прохождением бывшего хорошего мальчика через круги порока и соблазна, Extreme приходят к горькому, но деятельному сожалению о сгоревшей юности. И даже такая вроде бы весёленькая и наивная песня, как When I’m President, посредством как раз приёма непрямого и как бы детского взгляда поднимает неоднозначные вопросы политической проституции на новый уровень.
Стремительно рванула вперёд и музыкальная составляющая. По-прежнему затмевает всё умопомрачительная гитарная работа Нуно Беттенкурта, ушедшего от типичных приёмов игры в метал-поджанре и выдавшего целую россыпь ярких и стремительных риффов. Нет нужды указывать на отдельные песни – его игра везде находится на самом высшем уровне, ощутима и упоительна.
По диску разливается танцевальная атмосфера фанка, который умело и изобретательно скрещивается с поп-металом, а такие дополнительные инструменты, как трубы, тромбон и саксофон призваны как усилить выражение концепции, так и увести слушателя от звериной серьёзности прямолинейных устоев.
Среди затронутых жанров вдруг вспыхивают приятные неожиданности, такие, как, например, около-джазовая When I First Kissed You, окунающая без оглядки в приглушённую и затянутую табачным дымом обстановку стильного и уютного нью-йоркского клуба Ну или самая раскрученная акустическая баллада коллектива – More Than Words, нисколько не растерявшая изначальной прелести и умиротворённой внутренней силы, даже в тех условиях гипер-популярности, в которых она оказалась. Практически рок-симфония в лучших традициях Queen – с помпезностью, размахом и многоголосием – Song For Love.
Великолепный во всех отношениях альбом (причём, не только в своём жанре, а в принципе), не утративший ни капли очарования, ни унции мощи, ни частицы уникальности. Эта запись, несмотря на прошедшее время, остаётся поводом для радости как любителей поп-музыки, так и тех, кто ценит сильную гитарную составляющую.
А, учитывая год выпуска, как нельзя лучше открывает богатую, разностороннюю и кипучую эпоху девяностых.
Оценка: 4,5/5
Источник изображений: www.discogs.com