Найти тему

Прапорщик в отставке, который обогнал Брюллова

В конце 1840-х Карл Брюллов, давно достигший вершин мастерства, сказал молодому Павлу Федотову (1815 – 1852): «Вы меня обогнали». Живой классик, блестяще повенчавший академизм с романтизмом, сказал это прапорщику, недавно вышедшему в отставку. Федотов действительно обогнал и его, и Тропинина, и Кипренского, и даже Венецианова – стал первым русским живописцем, обратившимся к жанру, сделавшим его главным в своем творчестве.

Перов, Крамской, Репин и другие передвижники были еще детьми, когда Федотов написал «Свежего кавалера», «Завтрак аристократа», знакомое всем со школы «Сватовство майора».
37 лет жизни – и всего 40 работ. Но Федотов успел стать русским «Гогартом» (или, как пишут сейчас, Хогартом). Творчеством этого блестящего гравера и художника-сатирика наш соотечественник искренне восхищался и в лучших своих вещах, пожалуй, не уступал ему.

Передвижники готовы были видеть в Федотове учителя, но позднее его творчество явно выходило за рамки старого доброго «критического реализма». И здесь судьба бывшего военного в чем-то перекликается с судьбой Гоголя: блестящее начало, большой успех, признание… и – трагический конец, трагическое непонимание современниками их главных, выстраданных произведений и идей.

«Анкор, еще анкор!» неизмеримо далек и от «Сватовства майора», и от других хрестоматийных вещей Федотова. Эта картина – на первый взгляд, невинная жанровая сценка, совсем крохотная по размеру – выглядит пугающей. Пугающей своим полнейшим абсурдом, бессмыслицей, непрекращающимся движением по кругу. Абсурд уже в самом названии – ведь «анкор» как раз и переводится как «еще». Офицер снова и снова заставляет свою собаку прыгать через палку. И нет сомнения, что это повторяется изо дня в день. А за окном виднеется другое горящее окно.

Если бы Федотов, как Гоголь, писал не картины, а прозу и пьесы, отсюда было бы совсем недалеко до Ионеско с Беккетом. И этот маленький шаг был сделан в его последней, самой странной, самой страшной картине «Игроки». Тут нет ни юмора, ни иронии – есть только жуть. Фигуры встающих картежников больше напоминают не людей, а какую-то нежить, шарахающуюся от света свечей. Это пустые оболочки, искаженные образы валетов и королей. А три рамки на стене – почему они пустые? Или это зеркала, в которых ничего не отражается?

Картина болезненная, и Федотов действительно был душевно болен, когда писал ее. «При части содержится сумасшедший, который говорит, что он художник Федотов» - это полицейское сообщение в Академию тоже будто из Гоголя. Вскоре Федотов умер.

Анкор, еще анкор!
Анкор, еще анкор!
Игроки
Игроки
Портрет Егора Гавриловича Флуга
Портрет Егора Гавриловича Флуга
Портрет Надежды Жданович
Портрет Надежды Жданович
Сватовство майора
Сватовство майора
Свежий кавалер
Свежий кавалер
Вдовушка
Вдовушка
Завтрак аристократа
Завтрак аристократа
Зимний день
Зимний день