Стив Вай недавно поделился некоторыми мыслями о том, как знание теории музыки, следование ей во время сочинения и развитые технические навыки влияют на спонтанность и интуицию человека при работе над материалом, объяснив некоторые из причин, по которым он вообще занялся академическим изучением теории.
Идея о том, что приверженность углублённому знанию теории музыки и предпочтение высокотехничного стиля игры несколько ограничивает свободную, спонтанную сторону гитариста, время от времени всплывает в сообществе гитаристов. Если бы это было так, то такие опытные музыканты с академическим образованием, как Стив Вай, Джо Сатриани и Джон Петруччи, были бы не более чем автоматами, полностью зависящими от установленных музыкальных формул, а это явно не так.
В недавнем интервью Карлу Кингу Стив Вай заявил, что именно стремление к большей творческой свободе заставило его в первую очередь изучать теорию музыки:
«Я всегда хотел всего этого, знаете, и я всегда был очарован теорией музыки. Я хотел понять её — для меня это было похоже на красивый язык и искусство. И я инстинктивно знал, что если я пойму все академические знания, это поможет мне с другой стороны, глубже, чем техника, и именно там, где действительно есть что-то хорошее.
В любой области, будь то спорт, бизнес или искусство, есть период времени, когда вы должны отточить свои навыки, когда вы должны сосредоточиться на технике. И от того, чем вы хотите заниматься, зависит то, насколько сильно нужно работать над технической стороной вопроса. Знаете, мне всегда нравилась идея уметь играть на гитаре определённым образом и сочинять определённый тип музыки. Поэтому мне нужно было отточить свою технику.
Если взять такого человека, как Боб Дилан, то ему не особо нужно технично играть на гитаре, чтобы донести свою мысль до слушателя. Так что человек должен соизмерять, насколько серьёзно нужно заниматься технической стороной, чтобы представить свои идеи до аудитории.
Во многих случаях легко увлечься техникой. И в этом нет ничего плохого. Потому что есть слушатели, которым нравится наблюдать за музыкантами, которые потрясают именно техничной стороной.
Но долговечность и влияние музыкального произведения на кого-то, я считаю, связаны с другим измерением — насколько глубоко вы проникаете за пределы техники, так сказать. Это всегда было для меня естественным интересом.
Были периоды, когда я концентрировался на академических занятиях и сочинительстве, и музыка звучала именно так. И я до сих пор иногда так делаю, просто в качестве самовыражения. Но обычно академические занятия становятся просто инструментом, техника становится вашим творческим инструментом, а не вы инструментом техники, так сказать».