В одной из книг, посвященной линкору «Императрица Мария» встретилась фраза о том, что , мол, для подъема линкора предлагались разные способы, например, предлагалось построить вокруг линкора «забор» из свай и откачать воду. Метод был назван «бредовым», а, совершенно напрасно, ибо незадолго до этого данный способ был реализован, причем страной, на тот момент не очень технически развитой (но, чуть позже, построившей нам «Варяга» и «Ретвизана».
А, дело было так…
Куба всегда была свободолюбива. В 1895 году на Кубе началось восстание против испанцев, и, Америка (преследуя свои интересы) направила туда гордость своего флота броненосец «Мэн» (фактически, броненосец II ранга).
Основное вооружение «Мэна» состояло из четырёх 254-миллиметровых 35-калиберных орудий 10"/35 Mark 2. Орудия располагались попарно в двух диагонально расположенных вращающихся башнях: носовая башня была сильно смещена к правому борту (и частично выступала за его пределы), а кормовая башня — к левому. Из-за расположения башен близко к оконечностям корабль имел сильную килевую качку и плохую мореходность, но…
Это был броненосец! 15 февраля 1898 года «Мэн» находился на Кубе для защиты американских граждан в связи с разгоревшимся на острове восстанием против испанского владычества. В 21:40, корабль стоял в порту Гаваны, заняв такую позицию, что его орудия оказались направленными прямо на испанские береговые батареи. И, тут, на его борту произошёл мощный взрыв. Два офицера и 264 матроса из состава экипажа погибли. Согласно докладу командира линкора и показаниям офицеров, взрыв произошел под водой. Это позволяло предположить, что корабль был потоплен испанской миной.
Испанцы направили своих водолазов, чтобы выяснить, куда вогнуты листы обшивки «Мэна» в районе взрыва – внутрь или наружу. То же сделали и американцы. Если бы листы оказались вогнутыми внутрь, это доказывало бы, что причиной гибели линкора явилась мина. Выгнутые наружу листы свидетельствовали бы о том, что корабль затонул в результате взрыва порохового погреба. Правительство каждой страны создало свою официальную следственную комиссию, обе они действовали совершенно независимо друг от друга. Как и можно было ожидать, испанцы установили, что линкор не был потоплен миной. Само собой разумеется, что американцы пришли к обратному выводу.
И, понеслось! «Помни «Мэн»!» вопила почти вся Америка и требовала наказать подлых испанцев. 21 апреля разразилась испано-американская война.
«Мэн», которого так настойчиво призывали помнить, мгновенно стал по… (безразличен) Никто о нем на протяжении 10 лет даже не вспомнил. Наступил 1909 год. К тому времени лежавший на дне бухты линкор стал мешать возросшему судоходству в порту Гаваны.
Конечно, ничего не стоило обвешать корпус корабля зарядами взрывчатки и развалить его на куски. Однако против этого выступили те, кто считал себя оскорбленным выдвинутым испанцами обвинением в преднамеренном затоплении линкора. Только подъем корабля, утверждали они, позволит раз и навсегда решить спор. А, по сему Конгресс выделил полмиллиона долларов, поднимать поручили… сухопутным инженерным (пионерным) войскам.
Те, не долго думая решили просто соорудить вокруг корабля кофердам. На выполнение всех необходимых расчетов ушел целый год и миллион долларов, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Идея оказалась весьма простой. Стенка сооружалась из стальных цилиндров диаметром 15 м, заполняемых глиной, поднятой землечерпалкой со дна бухты. По наружному периметру вокруг цилиндров в илистое дно было забито 3200 стальных шпунтовых свай. В итоге вокруг носовой части линкора выросла сплошная гладкая стенка, вполне способная выдержать давление воды, когда начнется откачка.
Чтобы сократить объем работ, броненосец разрезали пополам с помощью взрывчатки, усилили переборки, откачали воду из кормовой части, а когда она всплыла, отбуксировали ее прочь. Осушка участка, ограниченного стенкой, началась 5 июня 1911 г. Если какой-либо из цилиндров смещался под воздействием давления воды, ограниченное стенкой пространство снова затапливали, чтобы уравнять давление, устанавливали дополнительное подкрепление у сдвинувшегося цилиндра и возобновляли откачку.
Но вот настал долгожданный день: пространство, ограниченное стенкой, было полностью осушено и «Мэн» предстал перед глазами спасателей во всей своей неприглядности. Корпус линкора покрывал толстый слой ила, раковин и кораллов, ржавчина сильно разъела металлические поверхности, многие детали и даже снарядные ящики сцементировались в одну сплошную массу. Фергюсон осмотрел носовую часть «Мэна», где произошел взрыв, и установил, что листы обшивки вогнуты…(а, черт его знает куда, комиссия так и не решила).
Осмотр корпуса корабля водолазами не смог окончательно разрешить вопрос о причине взрыва, но поставил под сомнение ряд выводов комиссии 1898 года. В частности, водолазы установили, что повреждение киля, которое в 1898 году было одним из основных аргументов в пользу внешнего взрыва, на самом деле вызвано детонацией погребов (которая, однако, как признало расследование 1910 года, могла быть вызвана внешним взрывом). Одной из причин неуверенных выводов комиссии было то, что корпус корабля подвергся сильной коррозии, а носовая часть была полностью разрушена.
В общем, деньги на ветер, но метод себя зарекомендовал (и не такой он и «бредовый», как безапелляционно заявили наши специалисты)