Найти тему
PROG ISLAND

Prog Island: Планета GONG, часть 2 - "You" (1974)

GONG - "Radio Gnome Invisible, vol.3 - YOU" (1974)

Songs/Tracks Listing: 1. Thoughts for Naught (1:30); 2. A P.H.P.'s Advice (1:37); 3. Magick Mother Invocation (2:11); 4. Master Builder (6:09); 5. A Sprinkling of Clouds (8:42); 6. Perfect Mystery (2:25); 7. The Isle of Everywhere (10:21); 8. You Never Blow Your Trip Forever (11:24)
Total Time 44:19

Line-up/Musicians: Daevid Allen - vocals, guitar
Gilli Smyth - vocals
Steve Hillage - lead guitar
Tim Blake - Moog & EMS synths, Mellotron, vocals
Didier Malherbe - saxes, flute, vocals
Mike Howlett - bass
Pierre Moerlen - drums, percussion
Benoît Moerlen - percussion
Mireille Bauer - percussion
Miquette Giraudy - backing vocals

«Высоко в небе, что ты видишь?
Спустись на Землю,выпей чашечку чая.
Летающая тарелка,летающая чайная чашка,летающий чайник»…
- Д.Аллен.


Сегодня будет фантастический рассказ. Сегодня будет такая круговерть событий, имен, что лишь только перечисление их утомит всякого. А потому-завариваем в чайнике зеленый чай и в путь!
Дэвид Аллен со своей группой, не мешкая, сразу же после выхода альбома «Camembert Electrique», отправился с концертами по Великобритании, где и были дописаны последние главы грядущей музыкально-космической трилогии о планете Гонг. Земля связана судьбой с далёкой планетой Гонг, на которой живут милые зелёные существа с пропеллером на голове, потхэд-пикси (pothead – укуренный). Они любят летать на заварных чайниках, а вообще это дружелюбные и весёлые личности, не то что земляне, которым лишь бы кровь пустить соплеменнику. Пикси мечтают о мире и любви во всей вселенной, поэтому постепенно внедряют на «неразвитые» планеты своих агентов и связываются с ними по пиратской волне под названием «Радио Гном». Резиденция пикси на Земле расположена в «Тибетских Гималаях» и называется Invisible Opera Company of Tibet. Первый контакт с землянами осуществляется, когда «египтолог-свиновод» Mista T Being покупает у торговца чайниками и коллекционера редких сортов чая Фреда-Рыбы серьгу-передатчик, способный транслировать Радио Гном прямо в его мысли. Миста и Фред отправляются в Тибет, где встречают в пещере некого Banana Ananda, большого любителя австралийского пива, который то и дело приговаривает «Банана Нирвана Маньяна» и принимает сообщения с планеты пикси.

В то же время на Чаринг-кросс в Лондоне "мультимиллионер-филантроп", эсквайр Герберт Герберт (Zero The Hero), мечтающий стать супергероем, получает сигнал с планеты Гонг от персонажа по имени Cock Pot Pixie о том, что ему суждено стать проводником мира и любви на Землю. Он встречается с Хорошей Ведьмой Йони, предстающей в облике кошки, воображая себя влюблённым в нее бродячим псом. Ведьма даёт ему зелье, отправляющее его в космическое путешествие. По пути он случайно сталкивается со скептически настроенным к каким-либо сверхъестественным вещам Капитаном Козерогом, чем сильно его озадачивает. Во время этого полёта ему приходиться встретиться и с проституткой – жрицей Селены, лунной богини, но вскоре он достигает цели и попадает на планету пикси. Доктор Октав, местные жрецы, показывают ему главный священный артефакт – Ангельское Яйцо ( как тут не вспомнить сказочного Кощея Бессмертного), которое представляет собой мандалу и хранится в Невидимом Храме. Кроме того, пикси обучают Зеро глиддингу, то есть полётам на чайниках. Пикси дают ему священное задание – во время большого фестиваля на острове Бали («Остров Везде») помочь собравшимся там землянам открыть «третий глаз». Для этого Зеро нужно вернуться из трипа, и, чтобы это сделать, он должен материализовать в воображении свой собственный невидимый храм, научившись этому искусству у Мастера. Однако, когда дело доходит до общего собрания на острове, Зеро пропускает все главные события и не переходит в состояние астрального видения, как остальные, а вынужден вместо этого оказаться в бесконечном круге Сансары, снова и снова перерождаясь на Земле.
Эта абсурдная на взгляд реалиста история имела продолжение и в идентификации музыкантов к образам героев этой кислотной истории. Они всячески стремились им соответствовать и на сцене и в жизни.
В жизни группы ( а они жили коммуной ) в начале 70-х произошло столько всего,что простое перечисление ротаций состава GONG будет столь велико, что уведет нас в сторону от альбома, который сегодня и будет. Лишь упомяну, что ,,You» является завершающей частью трилогии, продолжающий историю, рассказанную в альбомах ,,Flying Teapot» и ,,Angels Egg», выпущенных в 1973 году. Альбомы эти сейчас для многих входят в категорию нетленных записей 70-х, о них написано немало, немало и восторженных откликов они получают от меломанов и до нашего времени. Потому, я позволю себе не повторять уж сказанное, пройти мимо этих работ и остановиться на завершении этой космической истории.

«YOU» - ВОСЕМЬ СТУПЕНЕЙ САМОПОЗНАНИЯ.
Кадровая чехарда, что характерно для этой группы, привела к тому, что шестому альбому от первоначального состава остались только трое : Daevid Allen, Gilli Smyth и Didier Malherbe. Остальные же участники постепенно привносили в музыкальное полотно GONG свое видение, тем самым меняя общий вектор стилистического направления. Наибольшее влияние оказали Steve Hillage, Tim Blake и Pierre Moerlen, который вскоре сам встанет за штурвал группы. Сам же основатель Daevid Allen на этом альбоме уже не является единоличным лидером, а дает свободу остальным музыкантам. Этот альбом мне и интересен как первый совершенный опус GONG именно коллективного целого. «YOU» явился завершающим не только в трилогии, но и в составе и музыкально-философском ориентировании ансамбля. Впереди будут большие перемены, что, впрочем, характерно для группы. Но,слов довольно. Пусть музыка звучит. Нас ждут ступени познания и осознания, которое наступит лишь в конце.

«Thoughts for Naught» - мысли напрасны, а потому это короткое вступление лишь вводит слушателя в транс.
«A P.H.P.'s Advice» - совет П.Х.П. -короткое предупреждение расслабленному землянину, сидящему перед колонками.
«Magick Mother Invocation» -заклинание магической матери, как голос свыше, уносящий воображение в звездное пространство.
«Master Builder» -мастер строитель наконец-то начинает выстраивать звуковую формулу познания. Соло саксофона прерывается пением птиц и импровизационным дуэтом гитары и клавишных, заканчивающимся, конечно, интервально широким пением Аллена.
«A Sprinkling of Clouds» -россыпь облаков : картина звуков, достойная кисти импрессиониста. Клавишные лишь оттеняют невнятную тему в высоком регистре, подкрепленную восточной перкуссией. Медитативное действо, способное поднять слушателя с кресла и заставить его всматриваться в небо, а по окончании ( а оно достаточно динамичное) вернуться к аппаратуре и включить пьесу еще раз.
«Perfect Mystery» -совершенная тайна: рассказ Дэвида и Джилли, не имеющий ни общего ритма, ни общего темпа. Музыка, как мелкие осколки, складывается из различных фрагментов, но ведь не она здесь важна, а интонации рассказчиков.
«The Isle of Everywhere» -бесконечный остров. Джаз-роковая ритмическая основа лишь подчеркивает небесность вокализа Gilli Smyth, глиссандирующей в заоблачных пределах. Саксофон Didier Malherbe, как голос, вторит ей. Небесные арпеджио Tim Blake, волнами уходящие ввысь, дополняют удивительно красивый образ. Steve Hillage длинными вибрато электро гитары подчеркивает отрешенность от действительности, но все-таки подчиняет пьесу своей импровизационной логике, органично переходящей в …
«You Never Blow Your Trip Forever «-Ты никогда не испортишь свое вечное путешествие. Заключительная песня ( если, конечно, это слово здесь употребимо), как пророчество,осталась именно последней записью Аллена перед его уходом из группы. Песня разнообразна и по форме и по стилистике и является достойным завершением альбома. Свинговый ритм,как напоминание о времени рок-н-ролла, совмещенный с космическими пространными вокализами, клавишными, в итоге перерастает в вальсообразную простенькую тему, которая, затихая, и остается в подсознании слушателя. Тихая флейта Didier Malherbe в сочетании с заклинательной попевкой ставит нежную точку в этом повествовании.
На этом и кончается удивительная история,ставшая давно уж классикой прогрессивного психоделического спейс-рока Франции. Альбом «YOU», на мой взгляд, и стал той уверенной точкой, которая завершила первоначальный этап развития GONG. На этом история группы не закончилась, история группы продолжилась очень интересно и разнопланово, но об этом не сейчас. Сейчас лишь нужна тишина, дабы еще раз вспомнить те замечательные музыкальные фрагменты, которыми украшен шестой альбом GONG «YOU», ставший вершиной их семилетнего творчества.

(c) Вадим Соседко, 2022