Найти тему
dinVolt

Древняя философия, стоящая за детскими настольными играми

Сейчас подобные простые развлечения, конечно, сильно отходят на второй план, но наверняка практически все так или иначе встречали самые простые детские настольные игры, где игроки по очереди кидают кубик и передвигают фишки по клеткам.

А вы знали, что история этих игр восходит аж ко временам Древней Индии? Самые старые найденные дощечки для игры датируются аж временами индской цивилизации, более чем за тысячу лет до нашей эры.

Игра называлась "гьян чаупар" ("игра знаний") и представляла собой поле со змеями и лестницами. Попав на клетку с лестницей, игрок забирался по ней наверх, а попав на змею, соскальзывал по ней вниз.

-2

Любителям индуизма, наверно, несложно будет догадаться, какую философию олицетворяет эта игра. Игрок с помощью своих поступков ("карма") должен отказаться от низменных желаний ("кама"), и постепенно проходя сквозь всё более высокие уровни духовного просветления, достичь состояния "мокша" - то есть, выйти из круговорота рождений и смертей ("сансара").

И именно поэтому в индийском варианте этой игры количество змей всегда больше, чем количество лестниц - ведь в вопросе саморазвития гораздо проще соскользнуть вниз, чем вскарабкаться наверх.

Даже форма игральной доски имеет смысл - в индийском варианте он представляет собой человекообразную фигуру: поле 9х9, четыре выступающие квадрата по углам (руки и ноги) и финал в "голове".

Позже в разных религиях и течениях мелкие детали менялись (например, у мусульман игровое поле было размером 10х10 - в честь ста имён Аллаха), но общая концепция игры сохранилась вплоть до наших дней - попав в Европу лестницы стали подписывать христианскими добродетелями, а змей - грехами. Первые версии игр даже назывались соответствующе - "Добродетель награждается, а порок наказывается". Позже, по очевидным причинам название игры сменилось на более короткое "Змеи и лестницы". Ну а у нас это развлечение стало известно как "игры-ходилки", и обучало оно, например, не скатываться по перилам в подъездах, соблюдать правила движения, учить уроки ну и всем остальным вещам, необходимым для просветления советского школьника.

-3

#история #настольные игры