Найти в Дзене
Гиперавто

Антифог: чтобы стёкла не потели

Оглавление

Запотевание стёкол — серьёзная проблема для автомобилистов. Матовая пелена на стекле появляется неожиданно, разрастается быстро и делает водителя «слепым» прямо во время движения, что очень опасно.

Как бороться с запотеванием? Поговорим о его причинах, о некоторых водительских приёмах и об обработке стёкол антифогом — специальным средством от запотевания.

Почему потеют стёкла

С точки зрения физики, запотевание — это обычная вода, скопившаяся мелкими каплями на поверхности стекла. Откуда она берётся? Из воздуха внутри автомобиля. Вот несколько причин повышенной влажности в салоне:

  • Сырая погода. Салон автомобиля — не изолированная капсула, поэтому дождь или туман за бортом повышают влажность не только на улице, но и внутри машины. Наверняка вы замечали, как активно лобовое стекло потеет в дождь.
  • Дыхание пассажиров. Каждый человек выдыхает немало влаги — вспомните характерный пар зимой. Ещё больше жидкости выходит с дыханием после употребления алкоголя — поэтому пассажиров подшофе видно сразу по активно потеющим окнам.
  • Попадание воды в салон. Причиной могут быть подтекающие рейлинги или люк, негерметичные дренажные трубки кондиционера или стеклоомывателя. Обычно влага скапливается в незаметных местах (под сиденьями, под обивкой пола), и водитель долго не догадывается о проблеме.
-2

Стоит заметить, что протечку рейлингов или дренажных трубок устранить можно и нужно, но вот запретить пассажирам дышать не получится, да и на погоду повлиять невозможно. Поэтому рано или поздно стёкла запотеют даже в абсолютно исправной машине.

Точка росы и конденсат

Почему повышенная влажность в салоне приводит к запотеванию не всегда, а лишь в определённые моменты? Всё дело в точке росы — температуре, при которой водяной пар в воздухе превращается в конденсат, оседая на поверхности.

Точка росы непостоянна, она зависит не только от влажности воздуха, но и от атмосферного давления. Поэтому сегодня вы можете ездить и радоваться чистым стёклам, а завтра они начнут активно запотевать, если условия изменятся в нужную для конденсата сторону.

Конденсат всегда образуется на границе тепла и холода. А в автомобиле эта граница — стёкла, причём граница хорошо ощутимая. Если воздух в салоне теплее, чем на улице, то именно стёкла станут той поверхностью, где водяной пар осядет в виде конденсата — и мы увидим их характерное запотевание.

Антифог: средство против запотевания

Антифог, он же антизапотеватель, антитуман или антиконденсат — это химическое средство, которое препятствует запотеванию стёкол. Как оно работает? Забавно, но антифог — это противоположность «антидождя», водоотталкивающих (гидрофобных) составов, которыми покрывают стёкла снаружи. Антифог работает изнутри и ровно наоборот.

Полимерный состав антифога создаёт на стекле гидрофильный слой. Казалось бы, почему гидрофильный, он же притягивает воду? Нужен гидрофобный — отталкивать! На самом деле нет. Именно гидрофобные свойства стекла заставляют воду конденсироваться и стекать каплями, ухудшая обзор. А гидрофильное покрытие распределяет воду равномерно, образуя на стекле тонкую плёнку примерно одинаковой толщины. Она не делает стекло матовым и не искажает изображение — обзор остаётся нормальным, что нам и нужно.

Да, антифог является «лечением симптомов»: он не убирает лишнюю влагу из салона и не устраняет причины её конденсации. Но он делает так, чтобы влага не превращалась в запотевание, сохраняя водителю обзорность.

Безопасность. Где можно применять антифог

Средство от запотевания нужно не только автомобилистам, но и мотоциклистам, у которых в дождь и туман всегда запотевает визор шлема, а также пловцам и ныряльщикам — для плавательных очков и масок для дайвинга. Но будьте осторожны: антифог редко бывает универсальным, и использовать одно и то же средство для всех жизненных ситуаций не получится.

Внимательно читайте инструкцию к конкретному средству. В состав антифога могут входить вещества, вызывающие при контакте с кожей аллергию и даже химический ожог. Поэтому наносить антифог следует в защитных перчатках, а для предметов экипировки (шлема, маски, очков) использовать только специально разработанные для этого средства.

-3

Как правильно наносить антифог

Составы антифогов от разных производителей отличаются, поэтому всегда ориентируйтесь на инструкцию на упаковке. Но можно выделить несколько общих моментов.

  • Антифог нужно использовать заранее, до запотевания. Если стекло уже запотело — пользуйтесь методами, перечисленными в конце статьи, чтобы экстренно очистить его.
  • Антифог наносится изнутри на чистое стекло. Соответственно, перед обработкой его нужно тщательно вымыть с помощью очистителя стёкол. В отзывах часто пишут, что «антифог подействовал хорошо, но только после повторного применения» — это значит, что изначально стекло было грязным. Пыль и жирная плёнка, покрытые антифогом, ухудшат его действие и будут искажать обзор.
  • Большинство антифогов нужно осторожно растереть круговыми движениями по всему стеклу, а затем дать полностью высохнуть. Чем ниже температура, тем дольше антифог сохнет — допустимо включить отопитель, чтобы ускорить процесс.
  • Если после высыхания антифога на стекле остался белый налёт, его нужно аккуратно стереть салфеткой из микрофибры. Не стоит тереть слишком сильно, иначе вы удалите сам антифог. Однако стекло должно быть чистым и прозрачным. Впрочем, никакого налёта может и не быть — всё зависит от состава конкретного средства.

Антизапотеватели от разных производителей могут иметь особенности: одни защищают стекло от загрязнений, другие дополнительно ароматизируют воздух. Пробуйте разные варианты, чтобы найти идеальный антифог именно для вашей машины.

-4

Что делать, если стекло запотело

Если стекло всё-таки запотело, экстренная обработка антифогом не поможет — придётся использовать «народные средства», то есть проверенные водительские приёмы. Вот самые эффективные.

  • Включить кондиционер. Температура не важна: кондиционер можно задействовать как при обдуве холодным воздухом летом, так и тёплым в межсезонье. Кондиционер эффективно сушит воздух в салоне и быстро убирает запотевание, особенно если направить поток на стекло.
  • Выключить рециркуляцию воздуха. Если кондиционер не работает (а его обычно используют с включенной рециркуляцией), то переведите заслонку на забор воздуха снаружи — запотевание стёкол уменьшится.
  • Включить электрический подогрев стекла. Встроенный нитевой подогрев (он же пассивный антизапотеватель) обычно есть только на заднем стекле, чтобы компенсировать отсутствие обдува воздухом. Подогрев активируется отдельной кнопкой — нажмите её, и заднее стекло очистится за несколько минут.
  • Открыть окна, чтобы проветрить и охладить салон. Цель — снизить влажность и сместить точку росы, чтобы остановить запотевание. Метод не всегда применим: в сильный дождь, например, открывать окна не захочется, да и влажность это вряд ли уменьшит.
  • «Дедовский» способ — протереть стекло тряпкой. Не рекомендуется, поскольку в движении делать это неудобно и опасно, а на стекле гарантированно останутся разводы. Можно использовать только в самом крайнем случае.
-5

Если стёкла в машине стали запотевать слишком часто, замените салонный фильтр — его состояние влияет на эффективность работы климат-контроля. Когда фильтр забит, в салоне нет нормальной вентиляции, и стёкла потеют с удвоенной силой.

Применение всех этих методов, а также заблаговременная обработка стёкол антифогом позволит свести запотевание к минимуму, что улучшит обзорность и безопасность. Комфортных вам поездок и чистых стёкол!

www.hyperauto.ru
www.hyperauto.ru

К другим статьям Гиперавто на «Дзене» →

Авто
5,66 млн интересуются