Найти тему
MRKV поясняет

Кто такой, чем знаменит | 1 | Юлий Гуголев

Кто такой:

Юлий Феликсович Гуголев

Чем знаменит:

Дебютировал в самиздате, в большой поэтической тусовке возник в 90х годах, в 2007м взял премию “Московский счёт”, в 2020м премию “Поэзия” за стихотворение о мужской бане. Работал на скорой помощи, телеканалах НТВ и Москва 24, в Красном Кресте. Известен за любовь к гастрономии в стихах.

Как читать:

Бытует мнение, что Юлий Гуголев хохмач, берущий аудиторию юморесками “для своих”. Конечно же, это вовсе не так.

Хотя и не лишено оснований: стихотворения Гуголева это не столько монологи, сколько некоторые истории из жизни, наподобие анекдотов. Такое ощущение усиливается разговорным, прозаическим языком, иногда даже с пропусками слогов, имитирующими устную речь; в эту сторону работает и ритмика, и авторские ударения, и звукопись. По итогу получается не просто “подслушано во Мухосранске”, здесь мастерская работа по передаче интонаций.

Но это лишь половина успеха Юлия Феликсовича. Вторая половина это искусное, очень своеобразное и никем до сих пор не повторенное (со)переживание. Критики отмечают и я склонен этому верить биографический момент: работа на скорой помощи не терпит сопереживания в прямом смысле этого слова; но работа духовных сил находит выход в сверхточной вовлеченности в саму речь. Можно сравнить это с тем, как проезжая в плацкарте, на весь вечер становишься свидетелем трагикомедии из соседнего купе, как-то забываешь про свои гаджеты и чуть ли не чокаешься через стенку.

-2

Стиль Гуголева где-то между Гандлевским и Воденниковым, “тихими” поэтами 70х-80х и новой искренностью 90х-00х. И конечно же, Ерофеев. А вот от других поэтов-иронистов Игоря Иртеньева и Владимира Друка Гуголев отличается харизмой и особой балансирующей работой с интонацией.

С одной стороны, можно сказать что в стихах Гуголева ирония везде, навалена мешками, вместе с древнегреческими трагедиями, советским культурным кодом и бытовыми вещами типа супа. С другой стороны, она мастерски распределена по плоскости текста, нигде не выпирает и уж тем более не оттеняет важные вещи.

А важные вещи это взгляд на современность (иногда с буквальным перечислением примет времени) через призму того, насколько она пугающа, хтонична, иногда ужасна, местами отвратительна, насколько шатко наше с вами положение. Это стихи о том, как через неприглядную повседневность дорогу с работы, тупление у компьютера, нехитрый досуг, лифты и электрички на нас глядит бездна.

При этом в его стихах нет никакой дидактичности, условное memento mori спрятано куда-то на подстрочник, а единственный совет, который можно вынести при внимательным чтении это самоирония слегка горького разлива, с примесью едкого сарказма. Дух времени самоизоляции (и я сейчас не про ковидное, а шире, про человеческую самозамкнутость и оборванные связи) пробивается к нам, и Юлий Гуголев тот самый волынщик, в чьей мелодии ненавязчиво, но явно звучит zeitgeist.

-3

Что читать:

Вот так случайно в лифт вы с ней зашли, —
покажется нормальным человеком:
ни глянца кожи, вымытой в пыли,
ни странного миганья третьим веком.
Одна из тысяч... сотен тысяч жён,
какой-то даже шарм есть местячковый,
когда не раздувает капюшон,
хвалясь печатью вечности очковой.
На чёрта ты зашёл с ней в этот лифт,
смотри, застрянешь, словно бы и не жил.
И снова к небу твой язык прилип,
А ты стоишь ну чисто Гарри Энджел
и слушаешь как дребезжат троса,
и контргруз уходит в поднебесье,
и чёрной смазкой катится слеза,
а ты ещё бормочешь: нет, не весь я...
Ты правда думаешь, что это не навек,
что морок кончится и сгинет наважденье,
ты веришь впрямь, что лифт ползёт наверх.
Ну что ж, терпенье, ангел мой, терпенье...

И пара подборок:

https://prosodia.ru/catalog/stikhi/yuliy-gugolev-sudby-moey-podslepyy-barabanshchik/

https://literratura.org/poetry/3895-yuliy-gugolev-ulov-izvesten.html

Библиография:

  • Полное. Собрание сочинений. — М.: О.Г.И., 2000. (http://www.vavilon.ru/texts/prim/gugolev1.html)
  • Командировочные предписания. — М.: Новое издательство, 2006.
  • Естественный отбор. - М.: Новое литературное обозрение, 2010.
  • Мы — другой. - М.: Новое издательство, 2019.
  • 252 / Художник Олег Добровольский. – М.: Воймега, 2019. 68 с.
  • Волынщик над Арлингтоном. - М. О.Г.И., 2020.

При работе над статьей были использованы следующие публикации: