Найти тему
Александр Залесов

Винс Гиллиган — доказательство того, что автор до сих пор важен и нужен (и нет никого главнее автора)

Отложил финал «Лучше звоните Солу», но вернусь обязательно. Надо успеть до сентября, когда грянет «Властелин колец». Но и без финальной серии, зафиксируем — Винс Гиллиган в истории телевидения навечно. И даже больше, в истории драмы в принципе. И не просто драматург, но демиург — создатель мира — в одном ряду с Джорджем Лукасом и Джорджем Мартином. Продолжающееся доказательство того, что автор важен и нужен.

Гиллиган дважды зашёл в одну и ту же воду и дважды вышел с успехом. Сначала с «Во все тяжкие», а потом с «Лучше звоните Солу». Двумя мощнейшими сериалами, снятыми по оригинальной идее самого Гиллигана. Человек своей фантазией создал мир и воплотил его, попутно увлекая за собой миллионы зрителей. Как такому не аплодировать?

Джесси, Сол и Уолтер — персонажи одного мира, созданные фантазией Винса Гиллигана
Джесси, Сол и Уолтер — персонажи одного мира, созданные фантазией Винса Гиллигана

На его фоне «продюсерская модель» производства фильмов и сериалов выглядит отстало и архаично. Даже хуже — вредно.

Дисней, отобрав права автора рассказать цельную историю, выпуская десятки фильмов и шоу по «Звёздным войнам», похож на испуганного ребёнка, который не знает, чего от него хотят родители. Продюсеры не строят историю изнутри, а стараются угадать настроения толпы. Это ведёт к многочисленным неудачам и просто провалам («Звёздные войны: Скайуокер. Восход» тому пример).

Спокойная уверенность Гиллигана в драматическом подходе и своем авторском видении напоминает о вечном и неизменном. Об авторе и зрителях, их отношениях, которые создают связь, превращающую обычный фильм в культ. А где культ — там успех, неизмеримый цифрами сборов.

Джордж Мартин смотрит на то, как шоураннеры разрушили его мир в «Игре престолов»
Джордж Мартин смотрит на то, как шоураннеры разрушили его мир в «Игре престолов»

И тут возникают разного рода вопросы. А что, если бы тот же Джордж Мартин остался куратором «Игры престолов», а не ушёл после четвёртого сезона? А что, если бы новая трилогия «Звёздных войн» была снята одним человеком со своей задумкой, а не расползлась между разными режиссёрами и сценаристами? А что, если бы «Терминатор» так и был вотчиной Джеймса Кэмерона?

Гиллиган сейчас говорит, что уходит из построенного им за 14 лет мира. Что, конечно, не означает, что люди с деньгами перестанут зазывать его назад. Они и не должны. Держитесь за автора, давайте ему свободу, доверяйте — тогда можно рассчитывать на то, что однажды вы скажете «мы сняли сериал поколения».