Очередной ответ на вопрос, разросшийся в целую статью.
Самолет швыряло из стороны в сторону уже пять минут. Двигатели то взвывали, то почти замолкали, как будто бы захлебнувшись... В темной мгле за иллюминаторами иногда вспыхивали огненнные разводы и было непонятно что это - молнии или огни на земле... Анфиса Иннокентьевна, убежденная атеистка, сжимала руку своей старшей сестры и... вспоминала слова молитвы: "Отче наш... Что там дальше? Паки? Иже херувимы? Нет, это из фильма... Ааа, иже еси на небесех!" В этот момент снизу бахнуло, еще раз тряхнуло и начался странный грохот из под пола. А в салоне раздались отдельные несмелые хлопки, но вскооре эти хлопки переросли во всеобщие аплодисменты. "Ух, слава Богу! Сели!" - подумала Анфиса - "Но не понимаю, о чем думают эти пилоты - зачем же было так рисковать? Мне даже чепуха в голову всякая лезла!" Однако, зарулить к терминалу самолет не успел - по фюзеляжу загрохотали струи дождя, иллюминаторы залило потоками воды, сквозь которую пробивались отблески молний. "Вот негодяи! Ведь в последний момент успели! Вот точно, надо писать на них жалобу! "
Так в самом деле - поддержим Анфису - зачем было так рисковать? Неужели нельзя было переждать эту грозу и дождаться погоды получше? Или без риска в авиации никуда? Помните Успенского:
-Жизнь, ребята, не ириска,
-Съел и праздник на душе.
-Жизнь нельзя прожить без риска!
-И, хотя вы молодые, вы рискуете уже!
-Отчего я не летаю? - задаешь себе вопрос.
-С крыши старого сарая
-Прыгнув, крылья расправляя,
-Ты разбить рискуешь нос!
Но тут ведь речь не про разбитый нос, тут речь о самолете ценой в многие миллионы и почти две сотни бесценных человеческих жизней. Давайте разбираться. Анфисе не повезло (или повезло) сесть в последний момент перед разразившейся над аэродромом грозой. Опасно это было? На первый взгляд да - и видно-то ни черта не было, и швыряло-то самолет, а уж молния могла каааак... А теперь подробнее по пунктам:
1. Начнем с самого простого, с видимости. Да, действительно, пассажиры в свои иллюминаторы землю увидели в последний момент. Более того, пилоты тоже заметили огни полосы буквально за полтора десятка секунд до посадки. Но это их не особо смущало. И знаете почему? Наверняка знаете. Потому, что в такую погоду никто и не собирался садиться визуально. А садился экипаж используя ILS, курсо-глиссадную систему, самую надежную и точную на сегодняшний день. Более того, точность этой ILS соответствовала третьей категории ИКАО (cat III ICAO), то есть по этой системе можно было выполнить посадку вообще не видя землю. В таком плотном тумане, что даже на рулении не было бы видно разметку. А тут - с высоты 200 футов (60 метров) были видны огни, что позволило дополнительно убедиться в точности захода. Так что - никакого риска, с точки зрения видимости, тут не было.
2. Теперь поговорим о том, что почуствовали все пассажиры - болтанка. Нет, не так - жууууткая болтааанищща! Но, с точки зрения пилотов, ничего в ней жуткого не было. Самолет управлялся? Да. Рулей хватало, чтобы парировать порывы? Конечно. Перегрузки в этой болтанке приближались к опасным? Что вы, конечно нет! "Но ведь могут быть в такую погоду и очень сильные вертикальные порывы, причем нисходящие! Смертельно опасные даже для А320!" - скажут самые продвинутые. Да, могут. Но они... не опасны. А не опасны они потому, что у нас есть система Predictive Windshear - предупреждения о сдвиге ветра.
И эти предгрозовые условия - наполненный влагой воздух - являются оптимальными для работы нашего метеолокатора. А раз мы уверены, что о действительно опасных явлениях нас предупредит самолет, то... То и риска, как такового, тут нет... Естественно, при неисправном метеолокаторе никто в такие условия соваться не станет. А если что - всегда можно отказаться от посадки и уйти для следующей попытки.
3. Ну и самое страшное - молнии! Что тут можно сказать? Наверное то, что практически каждый самолет несколько раз за свою жизнь испытывает их на себе. И ничего. Поменяют техники подгоревший стекатель и снова в небо. А пассажиры и экипаж эти разряды вообще могут не заметить. Впрочем, это не значит, что мы их не боимся и не стараемся всячески избегать. И боимся и избегаем, как только можем. И помогает нам в этом все тот же метеолокатор - все опасные зоны он выделяет красным цветом. А дело экипажа обойти эти красные зоны на предписанном удалении и ни метром ближе. Соответственно вопрос - если мы на навигационном дисплее прекрасно видим все опасные (красные) и неприятные (желтые) зоны и наш маршрут проходит на безопасном удалении от них - где тут риск? Понятно, что экипаж оценивает также и безопасность при возможном уходе на второй круг.
Вот так и получается, что очень нервная для пассажиров посадка, с точки зрения пилотов является... просто интересной, но при этом вполне безопасной!