Меня зовут Яна Ахтямова, я менеджер HR-проектов в Контуре. Моя задача — поддерживать и оптимизировать систему корпоративной адаптации, чтобы руководители и наставники не тратили время на рассказы новым сотрудникам о Контуре, а сосредоточились на профессиональном развитии и обучении новичка.
В процессе корпоративной адаптации сотрудник узнает бизнес-линейку компании, ее структуру, стратегию, ценности, корпоративную культуру и так далее.
В нашей компании больше 10 тысяч человек, поэтому для корпоративной адаптации мы используем автоматизированные рассылки, которые дают нужную информацию в нужный момент, лендинги, видео-инструкции, электронные курсы и программы обучения. А для живого общения и погружения в корпоративную культуру проводим регулярные мероприятия для новичков.
В статье расскажу подробней об этих процессах, а в конце дам несколько советов, которые помогут влиться в коллектив как можно быстрее.
В Контуре мы помогаем новым сотрудникам пройти по всем этапам адаптации и делаем это бережно. Каждого сотрудника сопровождает свой руководитель, у большинства есть наставники, которые помогают в профессиональной адаптации. В крупных направлениях мы развиваем собственные отделы обучения — например, в техподдержке, продажах и разработке. Еще для новых сотрудников мы проводим мероприятия с первого дня и до конца испытательного срока, а потом — поддерживаем внутри команды и собираем обратную связь о работе.
Первый этап, который ждет нового сотрудника при трудоустройстве в новую компанию — оформление документов и подготовка к первому дню в офисе. Обычно в этот день много стресса — человек приходят в компанию первый раз, никого еще не знает. Чтобы немного поддержать и подбодрить нового сотрудника, в день трудоустройства мы дарим подарок. Он небольшой и практичный — в него входит держатель и кармашек для пропуска, блокнот и ручка для заметок на время, пока доступы и рабочее место настраиваются. А еще стикерпак, который создает настроение и дает возможность самовыразиться в первый день.
После оформления документов следующий этап — настройка доступов в сервисы, изучение продуктов, корпоративной культуры и ресурсов компании. Чтобы сделать этот процесс более простым и интересным, мы создали лендинг Welcome Page. Там собрали инструкции о том, как войти в нужные сервисы и сделать электронную подпись. Добавили гайды по коммуникациям с сотрудниками из других компаний, этикет встреч и писем. Рассказали про дресс-код, внутренние обучающие ресурсы и многое другое. Если в какой-то момент новичок теряется в процессах, ему не нужно думать, кому задать вопрос — вся важная информация собрана в одном месте.
Первое — день новичка. Там эйчары и спикеры из разных команд рассказывают, как быстрее освоиться, влиться в команду и вырасти по карьерной лестнице. В конце выступает корпоративный психолог, который рассказывает, как бороться с синдромом самозванца и страхом ошибок в первое время работы и делится полезными советами. Такое мероприятие помогает сотрудникам не чувствовать себя одиноко, познакомиться друг с другом и вместе включиться в адаптацию.
После испытательного срока мы проводим Level UP. На этом мероприятии выступает топ-менеджмент компании и поздравляет сотрудников с успешным испытательным сроком. Помимо этого мы устраиваем корпоративный квиз и мастер-классы под открытым небом. Иногда опытные сотрудники Контура выступают с небольшими концертами — например, на последнем Level UP у нас был укулеле фестиваль. Level UP — это уже более неформальное мероприятие, на котором недавние новички подводят личные итоги, перезагружаются и настраиваются на дальнейшую работу.
Чек-лист: что сделать, чтобы быстрее влиться в коллектив
Представьтесь коллегам в отделе. Чтобы помочь коллегам узнать вас получше, можно написать небольшой текст о себе. Например, в Контуре для знакомства с коллегами используют корпоративную соцсеть Стафф. Туда новые сотрудники выкладывают посты, где рассказывают про предыдущий опыт, упоминают, чем могут быть полезны и делятся историями о своих увлечениях.
Если в вашей компании нет подобных ресурсов, можно написать небольшой пост в общем чате с коллегами. Расскажите не только о профессиональных компетенциях, но и поделитесь историями из жизни — например, о ваших увлечениях. Обсудите любимые медиа — книги, фильмы, сериалы, шоу, концерты, музыку.
Расспросите коллег о ближайших корпоративных выездах. Мероприятия могут быть как небольшие, где будет только ваша команда, так и крупные, для всей компании. Оба вида — классная возможность сблизиться с коллегами и перезагрузиться.
Если ничего такого не планируется, попробуйте организовать всё сами. Закажите пиццу или купите арбуз на всю команду, продумайте выезд на природу или забронируйте площадку для волейбола на вечер. Это поможет вам влиться в коллектив и наладить связи.
Узнайте, проходят ли неформальные мастер-классы для сотрудников компании. Это могут быть самые разные мастер-классы — и рисование акварелью, и спортивные секции, и бачата. На них вы сможете научиться чему-то новому, а познакомиться с людьми будет проще, когда есть общий интерес и темы для разговора.
Начните развивать горизонтальные связи. В Контуре для этого используют «Случайный кофе». Это специальный сервис, которые каждые две недели рандомно присылает контакты человека, с которым можно пообщаться. Контуровцы встречаются лично или общаются по видеосвязи, узнают друг друга и обмениваются профессиональным опытом.
В некоторых компаниях тоже есть специальные боты для подбора собеседников — узнайте про такую опцию. Если у вас такого нет — попробуйте экологично заговорить с кем-нибудь на общей кухне. Когда коллега откликнется на ваш вопрос и будет готов побеседовать, предложите ему выпить вместе кофе. Расскажите, что вы в компании недавно и хотите узнать о ней получше.
В дальнейшем такие знакомства могут быть полезны. Например, когда вам потребуется совет от более опытного коллеги или если вы захотите перейти в другую сферу и научиться чему-то новому.
Найдите клубы по интересам внутри компании. Наверняка среди ваших коллег найдутся те, с кем ваши увлечения совпадут. Возможно, кто-то из них уже организовывает клубы по интересам, чаты и сообщества для сотрудников. Например, в Контуре часто выезжают в походы, устраивают мастер-классы по барбекю и играют в пейнтбол. Об этом много пишут в Стаффе, внутренней соцсети. Туда же выкладывают фотографии интересных мест.
Договоритесь о комфортном способе взаимодействия с руководителем. В первое время одного часового синхрона в неделю с руководителем может быть мало, так как каждый день появляется много вопросов. Вместо этого можно предложить ежедневные короткие встречи по 15-20 минут, на которых вы сможете задавать накопившиеся несрочные вопросы. Так вы сэкономите время себе и руководителю, будете меньше отвлекать его в течение дня.