В имении Абрамцево Валентин Серов написал известный и многими любимый портрет девочки Веры, двенадцатилетней дочери Саввы Ивановича Мамонтова.
В Абрамцево в 1880-х организовался «Абрамцевский кружок», в который входили видные русские художники – Поленов, Васнецов, Врубель, Коровин, Серов и другие. Меценат Савва Мамонтов приглашал к себе в усадьбу деятелей искусства и любителей творчества, организовывал мастерские и ставил любительские спектакли.
Веруша
Детей у Мамонтова было столько, сколько букв в его имени – Сергей, Андрей, Всеволод собирают первыми буквами начало имени отца. Следом появились Вера и Александра. Все вместе – САВВА.
Имя «Вера» дали девочке не случайно. Елизавета Григорьевна, жена и мать, была очень религиозна, и вера считалась важнейшей христианской добродетелью и органичной частью бытия.
Вера выросла в доме, наполненном любовью и радостью. С детства ее окружали скульпторы и музыканты, художники и писатели, словом, лучшие просвещенные люди Москвы.
Яшкин дом
В Абрамцево вели летопись – такой журнал, в котором оставляли самые важные записи: кто приезжал погостить, во что играли, какие спектакли ставили. В мае 1877 года Савва Иванович написал:
Построена отдельная дача под названием «Яшкин дом». Название это дано потому, потому что маленькая Верушка называла этот домик своим, а так как ее прозвище было «Яшка», то и домик назвали Яшкин.
«Яшкина избушка» или «Яшкин дом» не раз появится в воспоминаниях об Абрамцево. Илья Репин с семьей или братья Васнецовы могли стать летними хозяевами домика. Аполлинарий Васнецов даже вписал «Яшкин дом» в один из своих пейзажей.
Портрет с персиками
Модели было двенадцать лет, художнику – двадцать два. Серов появился в доме Мамонтовых десятилетним мальчиком, когда Вера только родилась, дружил с ее старшими братьями и подолгу жил в Абрамцево. Одним словом, был свой.
Видимо, эта дружба усмирила непоседливую Веру и наполнила терпением маленькую модель.
Только благодаря своей дружбе удалось Серову уговорить мою сестру Веру позировать ему. Двенадцатилетнюю жизнерадостную, бойкую девочку в летний погожий день так тянет на волю, побегать, пошалить. А тут сиди в комнате за столом, да еще поменьше шевелись. Эта работа Серова потребовала много сеансов, пришлось сестре долго позировать для нее. Да Антон и сам признавал медленность своей работы, очень этим мучился и впоследствии говорил сестре, что он ее неоплатный должник. – Всеволод, старший брат Веры о Валентине Серове.
Новаторство Серова
Искусствоведы сходятся во мнении, что в «Девочке с персиками» впервые в русской живописи зазвучал импрессионизм. Серов детально и тонко прописывает лицо девочки, а одежда, скатерть, персики и задний план картины – крупные, энергичные мазки. Серов вплотную накладывает чистые цвета, передавая оттенки. А картинка за окном – совершенно простая, даже схематичная.
Всё, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, – вот как у старых мастеров. – Валентин Серов.
Вера Мамонтова, такая настоящая, красивая, обаятельная, еще не раз станет моделью. Позднее ее напишут Виктор Васнецов, Илья Репин и Михаил Врубель.
Понравилась статья? Подписывайтесь на канал, поддержите ARTдилетанта!