Найти тему
NOIR

Рыбная война между СССР и Японией: Как советские пограничники отбили охоту у японских браконьеров хозяйничать в водах Советского Союза

После революции 1917 года в территориальных водах России начал твориться настоящий беспредел. Если на северной границе ценные промысловые виды рыб уничтожали норвежские браконьеры, то на востоке тем же самым с успехом занималась Япония.

К 1925 году Япония практически оккупировала побережье советской Камчатки. Здесь находились японские склады, базы, фактории, и даже рыбоперерабатывающие заводы. Японцы ловили практически все, особое внимание уделяя дальневосточному крабу. Выбивался даже ценный пушной и морской зверь на берегах Камчатки.

СССР на Дальнем Востоке обладал весьма скромным флотом, состоящим из менее чем десятка сторожевых кораблей с минимальным вооружением. В то же время в советские территориальные воды на промысел выходило почти полторы тысячи японских судов, которые охранялись миноносцами и подводными лодками «РО-29-32» Императорского флота. И это не говоря уже о десятках вооруженных кораблей, пароходов и даже полицейских судов.

Порой это приводило к крупным конфликтам. Так, в 1928 году у западного побережья Камчатки советский пограничный корабль арестовал два японских судна, занимающихся ловлей краба. Пограничники начали конвоирование арестантов в Петропавловск-Камчатский, пока не столкнулись со второй японской флотилией, потребовавшей освободить нелегалов. Противостояние грозило перерасти в военное, когда миноносец «Минекадзэ» направил на пограничный корабль «Красный вымпел» свои орудия. К счастью, конфликт удалось урегулировать миром, путем внесения залога за японских рыбаков.

Эскадренный миноносец Минэкадзэ
Эскадренный миноносец Минэкадзэ

И все же практика «крышевания» со стороны Имперского флота продолжилась, а у советских пограничников просто не было технических возможностей пресечь тотальное браконьерство со стороны Японии. Необходимо было срочно что-то предпринять и решение не заставило себя ждать.

В 1933 году из Крыма скрытно перебросили 66-ую эскадрилью Михаила Пармичева, оснащенную гидросамолетами «Савойя С-62» итальянского производства. Первые летающие лодки этой серии были куплены у итальянцев в начале 1930-ого года. Спустя пару лет СССР выкупил лицензию на производство и наладил их выпуск на заводе в Таганроге.

Летающие лодки «Савойя С-62» были незаменимы в деле охраны морских рубежей. Они могли развивать скорость до 180 км/ч и оперативно реагировать на любые изменения оперативной обстановки вдоль камчатского побережья, быстро перемещаясь в самые отдаленные районы полуострова.

Красный чямпел
Красный чямпел

Стоит учесть и тот факт, что японские военные суда не имели средств противовоздушной обороны, а значит, были весьма уязвимы перед «итальянцами».

По воспоминаниям летчиков на подлете к Камчатскому берегу, к поселку Усть-Большерецк, они увидели, как из устья реки Большая, где была запланирована их посадка, на большой скорости вышли два японских военных корабля. Это была первая бескровная победа советских летчиков. Прилету эскадрильи радовались не только пограничники, но и местные жители. С этого момента авиаэскадрилья под командованием Пармичева была включена в состав дальневосточных пограничных войск.

Очередное крупное столкновение японского флота и советских пограничников произошло уже в 1934 году. Однако в этот раз со стороны Советов участвовала уже и авиация.

Берега Камчатки славились богатейшими рыбными ресурсами. Здесь ловили нерку, семгу, кижич. В бухте Бечевинская добывали жупановскую сельдь, считавшуюся лучшей в мире. Это крупная рыба (400-500 гр) с высоким содержанием жира и ценнейшим составом. Чуть дальше располагались угодья камчатского краба.

Нет ничего удивительного в том, что с началом навигации к Камчатке подходило огромное количество рыболовных судов из Японии и Кореи. Все они занимались браконьерством, осуществляя лов рыбы в советских водах без лицензии.

Савойя С-62
Савойя С-62

3 июля 1934 года советский пограничный катер «Кит» в районе Бечевинской бухты задержал японское рыболовецкое судно, занимающееся промыслом жупановской сельди. По протоколу судно было арестовано, и пограничники собирались его конвоировать в Петропавловск-Камчатский. Однако при подходе к Авачинскому заливу внезапно появился японский военный корабль, который вознамерился воспрепятствовать аресту рыбаков-нелегалов.

После получения радиограммы на помощь пограничникам вышел сторожевой корабль «Боровский», который при подходе к заливу обнаружил второй боевой корабль японцев. Чуть позже пришедшие ПСКР «Дзержинский» и «Киров» наткнулись уже на 5 военных кораблей, которые навели на пограничников артиллерийские орудия и потребовали, чтобы советские ПСКР следовали за ними.

Руководству пограничной службы стало понятно, что данный «спектакль» не что иное, как вооруженная провокация. В это же время по боевой тревоге были подняты «Савойи» с экипажами летчиков Мустыгина, Макарова и Кувшинникова. Ввиду высокого риска военного конфликта пилотам был дан приказ имитировать бомбовый удар, осуществляя полет на низкой высоте, так, чтобы «соседи» сумели разглядеть наличие авиабомб на гидросамолетах.

Советские летчики блестяще осуществили этот маневр, и уже через несколько минут после их появления японские военные корабли, необорудованные противовоздушной защитой, бросились врассыпную. При этом на флагштоках японских судов появились сигналы «Желаем счастливого плаванья». Подобное лицемерие поразило советских пограничников. «Савойи» сопровождали эсминцы до границ территориальных вод и только затем вернулись на базу.

С этого момента авиаэскадрилья начала регулярно патрулировать районы, а число нарушителей морских границ многократно уменьшилось. Это была одна из крупнейших побед советских пограничников на камчатском побережье.