Найти тему
Отечество

Как наши летчики вывозили из вражеского тыла шестиствольный миномет Nebelwerfer: успели до рассвета

Зимой 1942 года во время неудачной Ржевско Вяземской операции, гвардейцы генерала Белова оказались в окружении, по сути, в глубоком немецком тылу.

Их снабжение проводилось только по воздуху. И только ночью.

Гружёные боеприпасами и продовольствием самолёты Ли-2 в темноте выходили на указанные координаты, там были костры или ракеты и совершали посадку.

Ситуация для лётчиков была очень сложной.

Мало того, что садиться приходилось практически в темноте, так и взлетать надо было также очень аккуратно.

В лесах, где укрывались гвардейцы, полно снега, взлётно посадочные полосы только не оборудовать, бойцы ногами топтали сугробы, пытаясь сделать снег твёрдым.

К тому же, если По-2, также летавшие к нашим окружённым частям, были легче, и у них зимой вместо колёс ставили лыжи, то у Ли-2 такого не было.

Тяжёлый транспортный самолёт был на колёсах, они вязли в снегу, и потому приходилось строго соблюдать вес грузов. Малейший перегруз и самолёт мог остаться в лесу. А днём его могла обнаружить немецкая воздушная разведка.

Как то один из лётчиков Александр Калина, получил приказ вывезти из лесов в немецком тылу захваченный гвардейцами шестиствольный миномёт.

На этом участке фронта это оружие немцев появилось недавно, и командование приказало доставить его для изучения.

Однако, не получалось это сделать.

Миномёт хотели доставить по земле, но все дороги зимой контролировали немцы, хотели его разобрать. Но артиллеристы РККА запретили это делать, опасаясь, что при этом потеряются детали.

Боеприпасы к нему, также захваченные в бою, удалось вывезти, а сам миномет не получалось.

Поручили это дело Калине. Это был опытнейший пилот. Он летал в осаждённый Ленинград, возил продовольствие в блокадный город, обратно вывозил детей и женщин.

Обычно прикрытия истребителей не было и наши транспортные самолёты шли на бреющем, буквально в трёх четырёх метрах над озером.

Задачу Калине поставили, обозначили, откуда надо вывозить трофей.

Миномёт находился в лесу, южнее Вязьмы километров на тридцать, рядом с деревней Хмельники.

Наш лётчик прикинул, как действовать. Грузоподъёмность Ли-2 полторы тонны, миномёт весит примерно тонну. Может ещё что то будет.

Но взлетать придётся со снега, так что вес надо делать по максимуму облегчённый.

Ночью Ли-2 под управлением Калины успешно прошёл над линией фронта и приземлился на лесной поляне, где его ждали гвардейцы.

Быстро вынесли ящики с боеприпасами и тюки с продуктами.

Начали погрузку шестиствольного миномёта. Калине сказали, что к нему ещё идёт пульт управления и боевые мины.

Лётчик прикинул, что всё вместе это будет весить килограмм семьсот. Сам миномёт оказался легче, чем он думал.

Он уже начал ходить по снежной поляне, думая, как взлетать, потому что снег был довольно глубокий.

Но так как самолёт уходил полупустым, Калина решил, что взлетит нормально.

И вдруг на поляну, на санях начали везти раненых. Лётчик оторопел. Оказывается, начальник медслужбы, узнав, что прилетит самолёт из Москвы, велел срочно эвакуировать десять наиболее тяжелораненых.

Все расчёты Калины пошли прахом, но оставлять раненых он тоже не захотел.

Гвардейцы начали утаптывать снег, самолёт двигался по дорожке туда сюда, но всё равно ещё проваливался.

Близился рассвет, возможно появление немецких самолётов, тогда пиши пропало.

Но под тяжестью Ли-2 снежная дорожка постепенно затвердела. И вскоре Калина дал газ и Ли-2, взяв разбег, скользнул над верхушками деревьев и ушёл в сторону Москвы.

Вскоре были благополучно доставлены в Москву и раненые и трофейный миномёт.

Александр Калина после войны стал лётчиком испытателем и получил звание Героя Советского Союза. Всего у него десять орденов за войну и мирный труд.