Речь снова пойдёт о требованиях, выставленных налоговыми органами на основании п.2 ст.93.1 НК РФ (вне рамок проверок).
В апреле 2022 года Конституционный суд РФ выпустил подробные разъяснения о том, что можно и что нельзя запрашивать налоговым органам в рамках п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Мы разбирали их подробно вот здесь.
В частности, КС РФ было отмечено, что у налогового органа нет права в рамках требований по п. 2 ст 93.1 НК РФ запрашивать информацию за весь период деятельности компании без указания на конкретные сделки.
При этом именно такая информация регулярно требуется налоговым органам для проведения предпроверочного анализа.
Стоит заметить, что у бедолаг-налоговых органов вообще сейчас отсутствуют 100%-но законные механизмы получить с налогоплательщика информацию и документы, необходимые для этого пресловутого предпроверочного анализа, отсутствующего в НК РФ и вообще каких-либо нормативных документах как мероприятие налогового контроля.
Проиграв достаточное количество судов на тему подобных запросов, налоговые органы перестали указывать в требованиях и вообще сообщать налогоплательщику каким-либо образом о том, что они истребуют информацию для проведения предпроверочного анализа.
В то же время его проведение как было, так и осталось почётной обязанностью всех налоговых инспекций, что заставляет инспекторов проявлять чудеса хитростей и ухищрений для того, чтобы всё-таки необходимую для предпроверки информацию добыть.
🦊Вот и придумали налоговые органы новую хитрость, которая сейчас ими активно используется: в один прекрасный день компания вдруг получает 10-20 требований по п. 2 ст 93.1 НК РФ, каждое из которых запрашивает документы по конкретному контрагенту.
При этом формально каждое из этих требований законно и полностью соответствует п. 2 ст.93.1 НК РФ и разъяснениям КС РФ: запрашивается информация по конкретной сделке, которая чётко идентифицирована в требовании.
Однако, если учесть, что таких требований выставлено единовременно 10-20 штук, то, сложив всю запрошенную в них информацию, можно увидеть, что налоговый орган запросил всю или практически всю информацию по деятельности компании за период (чего, в соответствии с разъяснениями КС РФ, в рамках п. 2 ст.93.1 НК РФ, делать нельзя).
👆Именно такая ситуация уже успела стать предметом судебного спора, который завершился в пользу налогоплательщика🥳 (см. дело N А70-13651/2021).
Суд принял довод компании о том, что под видом запроса информации о ряде конкретных сделок, налоговый орган пытался на самом деле получить информацию обо всей деятельности компании за период, чтобы провести предпроверочный анализ, и признал незаконность такой хитрости.
📌Таким образом, при получении требования по п. 2 ст 93.1 НК РФ, в котором перечислено 90-100% Ваших контрагентов (или при получении друг за другом 10-20 требований, в каждом из которых по 1-2 контрагентам, но в сумме эти требования дают запрос обо всей деятельности компании), следует иметь ввиду, что у Вас есть основания для отказа от предоставления информации по такому запросу.
Между тем, конечно же, в любом случае, отказ не должен быть лобовым и категоричным, а должен быть вежливым, грамотным, и, главное, играющим на пользу компании (потому что иногда даже правомерный отказ может быть не выгоден).
Самые правильные, выгодные, грамотные и соответствующие конкретной ситуации ответы ежедневно составляют по Вашим требованиям специалисты нашего закрытого канала в Телеграм, куда Вас и приглашаем с самыми сложными требованиями и вопросами😊
✨Стать подписчиком нашего закрытого канала можно👉 по ссылке