Шумиха вокруг своеобразного ПТРК с интересным названием – NLAW, давно утихла. Однако, это средство по-прежнему считается крайне опасным. Это звание вполне заслуженное, но практика показала ряд слабых сторон, которые не делают NLAW вторым Javelin.
Работа ПТРК NLAW
ПТРК типа NLAW находится на пограничье между ПТРК и РПГ из-за своеобразного набора характеристик и возможностей. От ПТРК, NLAW унаследовал поражающую способность и крышебойность, а от РПГ – дальность ведения огня и скорость полёта ракеты – 800 метров при скорости до 200 м\с.
Калибр ракеты составляет 105 мм, в которые вместили головку наведения, кумулятивный заряд, направленный воронкой вниз, магнитный детонатор, маршевый двигатель и рули. За самонаведение отвечает одноразовый бортовой компьютер, питаемый от аккумулятора. Пока ракета находится в контейнере, компьютер передаёт данные на головку наведения. Перед пуском учитывается скорость цели и её размеры, погодные условия, препятствия, которые могут быть на пути следования боеприпаса. Кроме ранее сказанного, NLAW имеет функцию «выстрелил и забыл», то есть после захвата цели и пуска ракеты, оператор не контролирует боеприпас. Это как преимущество, так и серьёзный недостаток.
Проблемы NLAW
ПТРК довольно технологичный, а дальность ведения огня и масса сразу дают понять о сценарии использования из засады в городской застройке. Аккумулятор для NLAW съёмный и может быть заменён. Но всё это не исправляет критического недостатка – ракета не может изменить траекторию, зашитую компьютером.
То есть, если танк снизит скорость, или наоборот – увеличит её, изменит траекторию, то NLAW пролетит мимо цели и с огромной долей вероятности даже не взведётся. Но почему ракета должна взвестись после промаха? Здесь в силу вступает особенность детонатора. Он основан на магните и чуть что он замечает под ракетой металл, подаётся электрический импульс и происходит детонация. В случае танка, при снижении скорости ракета может поразить не крышу, а ствол. Это повредит машину, но экипаж останется в строю, а танк будет на ходу, ремонт займёт не более суток.
В связи с ранее сказанным, NLAW даже без изменения скорости боевой машины может попасть не в центр башни, а в пакет лобового бронирования, нанеся только лёгкие повреждения приборам наблюдения за счёт осколков от корпуса ракеты. К тому же, поражающая способность у NLAW довольно низкая. Калибр ракеты хоть и 150 мм у головки наведения и 105 мм у хвоста, но калибр кумулятивного заряда всего 102 мм. То есть поражающая способность не превышает 400 мм.
Некоторые могут возразить, что у танков советской школы толщина крыши всего 40 мм. Это правда, но давайте не будем забывать про динамическую защиту… Даже «Контакт-1» способен снизить поражающую способность кумулятивной струи на 160-200 мм при неудачном для танка угле атаки вражеского боеприпаса. «Контакт-5» имеет большею эффективность и может снять до 300-400 мм поражающей способности, плюс удаление от основной брони, плюс 40 мм стали. «Реликт», который начинают отрабатывать, в том числе на Т-72, имеет ещё большую эффективность и NLAW может оказаться не эффективным.
Всё это справедливо только при одном условии – если на танке нет «козырька». Так как NLAW летит, практически по линии визирования и срабатывает на высоте около 1-2 метров над танком, то и шанс столкновения боеприпаса с «козырьком» крайне велик. Это чревато повреждением боевой части и даже если детонатор сработает, 102 мм воронка потеряет большую часть поражающей способности.