1 рубль 1924 года – кооператив «Холбос»
Фольклор вместо предисловия
Заходит чукча в аптеку.
– Колбаска копченая есть? – Нет.
– А рыбка вяленая? – Нет, мы этим в аптеке не торгуем!
– Однако, плохо торгуете! – А ты вот встань за стойку, и я на тебя посмотрю!
Поменялись они местами, продавец подходит к прилавку:
– Икра красная есть? – А то!
– Ну, тогда мне 200 грамм. – А рецепт у тебя имеется?
Якутские денежные знаки – это понятие не фольклорное, а исторически достоверное.
Вот эта история.
В конце 19 века - начале 20 века к народам, проживающим на севере Российской империи, пришла кооперация.
Пришла она не в виде колхозов – эта беда придет попозже, а в виде ссудных касс и снабженческо-сбытовых кооперативов.
1883 год – 1-ая ссудная касса в Якутии.
1901 год – первые потребительские кооперативы в Олекминском округе.
1913 год – потребительское общество «Экономия», которое возглавил энтузиаст-кооператор Кузьма Гаврилов.
В судьбоносном для России 1917 году в Якутии уже работали 33 кооператива с характерными для кооперативного движения названиями: «Объединитель», «Взаимопомощь», «Пробуждение», «Прогресс», и остальные кооперативы с примерно такими же названиями.
В августе 1918 года якутские кооператоры решили – пришло время объединяться, к чему их настойчиво призывал лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».
В тот богатый событиями год 67 кооперативов Якутского уезда решили последовать популярному лозунгу и создали Якутское объединение кооперативов «Холбос», перевод – «объединяйся»; своим главным они избрали уже поднаторевшего в кооперативных делах Кузьму Гаврилова.
Проблемы в то время у якутов были с продажей: пушнина и изделия из мамонтовой кости реализовывались плохо по причине того, что основные потребители мехов и мамонтов в 1918 году массово стремились пересечь границу в направлении, противоположном Якутии.
«Кредит – вот что должно спасти якутов» – решили Кузьма Гаврилов и сотоварищи: они приобрели 50 акций Моснарбанка и обратились в этот банк с просьбой предоставить кооперативу «Холбос» кредит на 500 000 рублей.
А получив кредит, мелочиться не стали и приобрели за 300 000 рублей 3 баржи и пароход «Михаил».
И пошло-поехало: на Запад – пушнина, домой на Восток – двуручные косы-литовки, табак, спички, мыло, нитки, чернила и … фарфоровые (!) чашки.
А когда в январе 1919 г. Высший Совет Народного Хозяйства ввел государственную монополию на пушнину и право заготовки пушнины закрепил исключительно за потребкооперацией, конкуренты-индивидуалы были окончательно посрамлены.
Уже к концу 1921 года Якутского объединения кооперативов «Холбос» объединяло капитал 44 000 пайщиков, при этом «Холбос» располагал сетью из 5 отделений, 6 агентур и 8 факторий.
Пришло время озаботиться созданием собственных суррогатных денег.
В 1924 году якуты решили для начала ограничиться 6 номиналами: 50 копеек,1 рубль, 3 рубля, 5 рублей,10 рублей и 25 рублей.
Сумма всех выпущенные номиналов была четко определена: как было напечатано на аверсе, эмиссия «обеспечивается наличностью товаро-ценностей, находящихся на складах и магазинах Яксоюза Кооперативов «Холбос» – уверен, что этих ценностей там было немало.
Правда, затем у якутских эмитентов дело застопорилось: денежная реформа в СССР помешала им продолжить свою эмиссионную деятельность.
А возможно, в Госбанке СССР просто опасались того, что обеспеченные «мягким золотом» деньги якутских кооператоров могут составить серьезную конкуренцию золотому червонцу.