Найти в Дзене
Люблю русский язык!

Проблема (27 задание ЕГЭ)

Оглавление

Определить проблему, поставленную автором текста, - большая удача! 😉 Именно с проблемы выстраивается анализ предложенного текста, именно она определяет дальнейший ход рассуждения.

📌 Вспомним, что надо знать, чтобы верно найти и сформулировать проблему.

Тема текста

Она позволит нам определить содержательное направление, то есть 💥О ЧЁМ ТЕКСТ💥 (о любви, о подвиге на войне, о конфликте поколений...)

Идея текста

Это главная мысль, ради которой создавался текст. (Автор хотел показать..., цель автора - привлечь читателя к..., автор призывает нас...). Идея текста напрямую связана с позицией автора.

Проблема текста

❗️ПРОБЛЕМА - ЭТО ВОПРОС, который можно ЗАДАТЬ К ТЕКСТУ, а авторская позиция - это ответ на него.

*** Все знают, что если есть проблема, то её надо решать. Так и здесь: проблема - это острый, злободневный вопрос, требующий скорейшего решения.

Редко проблема сформулирована очевидным образом (такое возможно в текстах публицистического стиля). Чаще всего обнаруживать и формулировать её придётся самостоятельно. Особую трудность представляет выявление проблемы в тексте художественного стиля (это происходит через анализ поступков и взаимоотношений героев, с помощью средств выразительности, лирических отступлений и пр.)

Кроме того, надо помнить, что проблем в тексте будет несколько (обычно 2-3). Конечно, надо попытаться выделить центральную и далее строить работу, двигаясь в чётком направлении (от выбранной проблемы зависит всё : и вступление, и комментарий, и позиция автора и т.д.). Центральную проблему выделить и сформулировать обычно проще, потому что весь текст построен вокруг неё: к ней автор неоднократно возвращается; она в центре внимания, а не упоминается вскользь; да и примеры в тексте тоже иллюстрируют чаще всего именно её. Но не надо себя пугать тем, что вы нашли "НЕ ТУ" проблему. 😉 Допустимо найти ОДНУ ИЗ проблем! Важно, чтобы сформулированная вами проблема действительно присутствовала в тексте!

💥 Примерный круг проблем:

➖️ философские

(затрагивают ВЗАИМООТНОШЕНИЯ человека и общества);

➖️ социальные

(касаются УСТРОЙСТВА и ЖИЗНИ общества);

➖️ политические

(связаны с действиями государственной власти);

➖️ эстетические

(относятся к восприятию человеком прекрасного);

➖️❗️ нравственные

(связаны с духовными качествами, моральными принципами, которыми руководствуется человек, совершая выбор);

➖️ ❗️экологические

(отражают взаимодействие человека и природы).

Стоит обратить внимание на проблемы, помеченные "❗️". Они относятся к числу тех, которые чаще других встречаются на экзамене. Кстати, указывать в своей работе вид проблемы не стоит: определить его не всегда просто, а лишние ошибки и недочёты ни к чему.

💥 Как найти и сформулировать проблему

Сначала надо определить, к какому стилю речи относится предложенный для анализа текст (к художественному или публицистическому). В текстах публицистического стиля автор нередко отчётливо ставит проблему и выражает свою позицию. В текстах же художественного стиля поступки героев, лирические отступления автора, изобразительно-выразительные средства и многое другое формируют наше представление о проблеме.

Стоит сказать, что чаще всего придётся хорошо поработать с текстом, чтобы выявить проблему.

Какие способы могут в этом помочь❓Есть ли они❓

💥 Вы уже знаете, что проблема - это вопрос. А авторская позиция - это ответ на него.

▪️Стоит определить и проанализировать отношение автора к изображаемому (его чувства и мысли). Подумать, с какой целью автор рассказал об этом. Попытаться ОДНИМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ ВЫРАЗИТЬ АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ, а потом ЗАДАТЬ К НЕЙ ВОПРОС.

Вопрос к позиции автора - это и есть ПРОБЛЕМА❗️

💥 Можно поработать с микротемами.

▪️Прочитайте внимательно каждый абзац, определите и выпишите МИКРОТЕМЫ. Подумайте, ЧТО ИХ ОБЪЕДИНЯЕТ. Ответом на какой ВОПРОС они могут быть.

💥 Проблема всегда так или иначе касается ВОПРОСОВ НРАВСТВЕННОСТИ.

▪️Обратите внимание на абстрактные существительные: совесть, долг, воспитание, ответственность, личность... Эти существительные найдут себе место в формулировке проблемы.

💥 Кроме того,

➖️ можно выявить ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА,

➖️затем записать её В ВИДЕ ЗАКОНЧЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ,

➖️ определить, НА КАКОЙ ВОПРОС ОТВЕЧАЕТ ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ,

➖️> этот вопрос и является ПРОБЛЕМОЙ, поднятой в тексте.

Как ввести проблему в текст экзаменационного сочинения

💥1 способ

➖️ Проблема представляет собой вопрос, то есть буквально оформляется в виде вопросительного предложения:

▪️Что делает человека счастливым?

▪️Какова роль мечты в жизни человека?

▪️Что может сделать человек для сохранения природы?

▪️Почему чтение вытесняется телевидением?

▪️Как уберечь мир от экологической катастрофы?

▪️Какую роль играет музыка в жизни человека?

📌 Не следует задавать вопрос с частицей ЛИ : на такой вопрос трудно дать развёрнутый ответ.

▪️Нужно ЛИ любить Родину? (Ответ "да"/"нет" является однозначным и не предполагает размышлений).

📌 Не следует выстраивать цепочку вопросов. Это грозит тем, что поблем окажется несколько, а нам для работы нужна одна❗️

(Что такое безответная любовь? Как она влияет на судьбу человека? Почему безответная любовь оставляет глубокий след в душе человека?)

⚡️Если вы сформулировали проблему первым способом, то убедитесь в том, что вопрос требует размышлений. Только такой вопрос может называться проблемным. Проверьте, сможете ли вы ответить на этот вопрос позицией автора. Если нет, то поставленный вопрос не отражает проблему текста❗️

Удобно проблемный вопрос начинать словами: "КАК", "ЗАЧЕМ", "ПОЧЕМУ". Подобное начало предполагает последующие рассуждения.

👇Пример из сочинения

Почему неизбежен конфликт между представителями разных поколений? Такой вопрос задаёт автор текста.

💥 2 способ

➖️ Проблема в виде словосочетания:

▪️проблема сохранения культурных ценностей;

▪️проблема конфликта поколений;

▪️проблема ущемления человеческих прав;

▪️проблема отношения к пожилым людям;

▪️проблема поиска смысла жизни...

⚡️⚡️Если вы выбрали 2 способ, то следует помнить структуру построения предложения с проблемой:

📌 Проблема ЧЕГО?
(проблема воспитания, проблема сохранения...)

После слова "проблема" используется существительное в форме Род.п.. Существительное должно иметь абстрактное значение и может обозначать некий процесс:

проблема ФОРМИРОВАНИЯ...

проблема ВОСПИТАНИЯ...

проблема СОХРАНЕНИЯ...

проблема РОЛИ...

Сочетания "проблема ЧЕСТИ", " проблема ЛЮБВИ", "проблема МУЗЫКИ" и пр. не являются корректными в содержательном и стилистическом отношении.

(✔️Будьте внимательны: есть опасность подмены проблемы темой текста!

Тема - это то, О ЧЁМ текст. Она не содержит спорного вопроса, а входит в формулировку проблемы, является её частью. Всегда касается какого-либо предмета - конкретного или абстрактного.

Проблема - это глубокое рассмотрение темы, то, что является предметом изучения и разных взглядов. Её нельзя сформулировать одним словом. Это некий процесс, явление.

(Например:

тема - ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ

проблема - СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ).

❗️Формулировать проблему нужно так, чтобы она затрагивала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные.

👇 Пример из сочинения

Автор текста поднимает извечную проблему конфликта поколений.

💥 Возможно сочетание способов 1 и 2:

Почему неизбежен конфликт между представителями разных поколений❓️Такой вопрос задаёт автор текста, поднимая извечную ПРОБЛЕМУ КОНФЛИКТА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ.

💥 3 способ

В качестве проблемы может быть использована ЦИТАТА из текста. Данный способ работает, если для чтения и анализа предложен текст публицистического стиля. Иногда автор напрямую задаёт волнующий его вопрос. Обычно он звучит в начале или конце текста. (Оформление такое же, как во 2 способе. См.пример.)

📌📌📌 Опорные слова для оформления проблемы

➖️ сложная / актуальная / злободневная / важная / вечная ПРОБЛЕМА (уточняем, какая проблема).

➖️ ПРОБЛЕМА (чего? Р.п.) воспитания / образования / сохранения памятников старины / возрождения культурного наследия...

➖️ Автор (что делает?) размышляет над проблемой, поднимает/ставит проблему, подробно останавливается, анализирут, предлагает задуматься, размышляет о...
НЕВЕРНО ➖ автор размышляет НАД...
-2

Увидеть образцы формулировки проблем можно, например, в сборнике тренировочных заданий И.П. Цыбулько (Ирина Петровна Цыбулько - руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМов по русскому языку).

-3

-4