Найти тему
Уголок книголюба

Издательство или самиздат - что выбираю я как читатель

Прочла у Юлии, автора канала БиблиоЮлия статью про самиздат и решила тоже высказать по этом поводу скромное читательское мнение.

Начну с того, что не считаю себя блогером, который продвигает только самиздат. У кого-то видела такое мнение, но это не так. Возможно ошибочка закралась из-за того, что не все читают фэнтези и считают его чистой воды самиздатом. Однако этот жанр много лет продвигает не одно издательство и бумажные книги покупаются и читаются весьма активно. Я же для себя фэнтези открыла только в 2014 году. Не так уж и давно.

Мой выбор - самиздат+издательства - у каждого есть свои плюсы и минусы
Мой выбор - самиздат+издательства - у каждого есть свои плюсы и минусы

Когда начала читать самиздат даже затрудняюсь ответить. Наверное когда создала канал в нельзграм и ко мне стали обращаться первые писатели. Тогда они были авторами только электронных книг, но точно знаю, что сейчас они издаются и на бумаге в разных издательствах. Чтобы уточнить этот момент, нашла свой первый пост в нельзграм, он датируется 16-м августа 2018 года (обалдеть, ровно 4 года...). От этой даты примерно и ориентируюсь на знакомство с самиздатом.

Бытует мнение, что раз книгу/автора заметило издательство, значит она хорошая, автор - талант и так далее. В общем, некоторые люди искренне считают мнение издательства для себя авторитетным.

Я к таким людям не отношусь, но искренне радуюсь, когда самиздатовцы добиваются печати книг на бумаге.

  • Во-первых, каждое издательство зарабатывает на книгоиздании. Никто из владельцев издательств ради неизвестного автора не залезет в долги, не продаст последние штаны (образно говоря как Павленков) и не начнёт издавать наперекор всему. Сейчас другое время. И возможно подобных просветителей в книгоиздании не осталось. Но могу и ошибаться. Однако пока таких среди современников не встречала.
  • Во-вторых, и в издательствах часто выходят, сейчас уже массово, книги плохого качества. С отвратительной редактурой и корректурой, а про переводные книги вообще скромно промолчу. И пусть я обожглась всего о несколько книг - но сам факт, что в книге указаны редакторы и корректоры, а читать текст невозможно. Постоянно спотыкаешься об ошибки, а не только опечатки.

Например тот же Литерсум, первую часть которого я мучила не один месяц. Шантарам тоже не блещет талантливым переводом. Да и сюжет этого произведения тоже нетленкой не назову. Но то дело вкуса, а я осталась крайне недовольна качеством этих книг (и содержанием тоже).

Порой у меня вызывает недоумение выбор издательства в отношении книг для издания как целиком произведений, так и подборки рассказов. Я такое даже в самиздате не стала бы читать, а тут потратили бумагу (срубили лес, переработали его и так далее). По этому поводу одна женщина написала на Кью "Бедные леса России". В чём её и поддерживаю.

Ну да ладно, это их выбор. Но не мой. Ни одно издательство не является для меня авторитетом при выборе книг. Ни за чьими новинками уже не слежу, раньше отслеживала подростковую и детскую литературу. Сейчас мне это уже не надо, книги ставить некуда, а потому покупки станут редкостью. Так, поглядываю иногда что появилось интересного в Лабиринте. Но уже не скупаю как раньше.

А теперь лакомый кусочек - самиздат

Конечно я рада его появлению, потому что пишу сама. Правда, кроме небольшой детской сказки на Самиздате ничего больше не загружено. Сначала публиковалась на своём сайте, потом на Голосе, теперь здесь. Но и то публикую лишь что-то небольшое, завершённое (стараюсь), чтобы не заставлять вас ждать. Сама не люблю читать по главам проды (продолжения). Мне проще взять и разом прочесть завершённое произведение.

Хотя бывает блажь, покупаю черновики в процессе, но читаю всё равно потом, когда книга будет завершена (так поступала с текстами Алексея Пехова, Елены Звёздной и Анны Гутиевой).

Искренне считаю, что самиздатом интересоваться нужно! Но! Надо учиться выбирать самим, искать то, что может заинтересовать.

Книги с моей странички на автортудей. Как видите, на этом ресурсе я не очень активна как читатель
Книги с моей странички на автортудей. Как видите, на этом ресурсе я не очень активна как читатель

Юля в комментариях в беседе с Наташей, автором канала "Чопочитать" заговорили о создании путеводителя по самиздату. Честно говоря, мне это представляется мало возможным. Читатели итак пишут отзывы о книгах самиздата. Достаточно просто зайти на ресурс и почитать. Правда здесь подвох - кроме того, что вкусы у всех разные, отзывы могут оказаться и заказными. Тут нужно слушать свою интуицию и прочесть ознакомительный фрагмент.

Однако мне ознакомительный фрагмент всё равно мало говорит о произведении. Я взяла на рецензирование одну книгу самиздата - фантастику. До сих пор пытаюсь добраться до середины книги. Нет, язык книги хорош. Но там слишком много для меня размышлизмов о высоком + о богах и космосе, мягко говоря не очень любимая мной тема. Но я всё равно потихоньку дочитаю и напишу о ней. Автор получит отклик от совершенно не целевого читателя.

К чему я об этом пишу?

К тому, что у всех совершенно разные вкусы. И книга, которая мне ну никак не откликнулась, может стать культовой для кого-то другого. И наоборот, книга, которая многими обругана (например "Плюс на минус" Ольги Громыко и Андрея Уланова) откроет для меня тайные смыслы, покорит настолько, что буду перечитывать/переслушивать. Поэтому объективный путеводитель по самиздату создать просто не получится. Но попробовать стоит - продолжить писать о тех книгах, которые прочитаны на разных интернет-платформах.

Каких авторов самиздата охотно берут в издательстве сейчас?

Да тех, у кого уже есть своя читательская аудитория - это гарант того, что бумажные книги будут продаваться. То есть новый самиздатовский автор приводит в издательство новых читателей (ничего не напоминает?;) Бизнес есть бизнес и ничего личного. Издательство зарабатывает деньги на своих авторах и даёт возможность заработать им.

Это не мои фантазии. Об этом постоянно в своих интервью говорят главреды крупных издательств. А также они рассказывают почему так мало берут на раскрутку никому неизвестных новичков - а на какие шиши, простите, их раскручивать? А как раз на те, которые падают с продаж популярных авторов. Об этом тоже читала в интервью.

Поэтому самиздат - это отлична возможность заявить о себе. Но вот что именно заявить - тут надо поработать. Причём работать не над имиджем, а над текстом. Увлечь читателя, покорить его. Да, это всё пафос, но без читателя не будет и писателя. Так, одно баловство.

Часто слышу от авторов которые публикуются в интернете, что никак не найдут своего читателя или их очень мало, что им некогда заниматься самопиаром и раскруткой своих произведений. Но популярности и денег хотят. К сожалению правда жизни нынче такая, что хочешь/не хочешь, а придётся самому себя продвигать. Написать книгу мало, нужно суметь её презентовать. Если самому совсем никак, значит придётся за это платить. Либо писать так, чтобы любой случайно заглянувший, остался с вами и ждал каждый новый текст, писал о вас на всех платформах. Тогда сотрудники издательств тоже могут заглянуть сами. Но это уже лотерея.

Есть ещё один очень спорный момент - литературные конкурсы. Выиграть в них настолько сложно, что даже описывать не буду. В каждой избушке свои колотушки. НО! Зачем тогда участвовать, если не выигрывать? Получить обратную связь, вменяемую критику о написанном произведении, учесть ошибки, исправить текст и работать лучше.

Тогда как искать свою аудиторию?

Наверное только те, кто пишет о прочитанном, и остаются. Не обязательно раскрученные блогеры с многотысячными подписчиками. Ко мне стали обращаться за рецензиями и отзывами, когда подписчиков было чуть больше 100. Текст-то остаётся в сети, если не удалю его я или владелец платформы. И будет выдаваться через поисковый запрос. Так что чем чаще о вас упоминают на разных площадках, тем вам же лучше.

Теперь о грамотности самиздатовцев

Увы, есть те, кто не считают нужным платить за работу корректора и редактора. Лично сталкивалась с такими авторами, которые принимали в штыки предложение сначала отредактировать текст, а потом предлагать читателям, и уж тем более продавать. Если кто помнит, автор написал, что ошибки не важны, важна идея книги. Ну извините, продираться сквозь ваши ошибки, чтобы понять идею книги - то ещё удовольствие. Уж лучше почитаю готовую книгу, чем сырой вариант. Тем более бесплатно.

Однако есть и вменяемые авторы, с которыми общаться очень приятно. Тоже сталкивалась с ошибками и опечатками. Предлагала авторам сделать вычитку следующего тома и указать на хотя бы самые очевидные ошибки, которые найду, а заодно и прорецензировать потом, когда текст исправят. Мы с этими авторами подружились и потому у нас получилось душевное общение. Понравились их книги.

Но самиздат это не только ошибка на ошибке и ошибкой погоняет. Есть и более ответственные писатели!

Приведу пример с Еленой Звёздной. У неё шикарные сюжеты, она придумывает порой интересные словечки (например, свекромонстр:)) Когда читала её книги, забывала обо всём. Но при этом меня бесят повторы слов, которые Елена частенько использует для усиления эффекта. Встречаются и ошибки, точнее опечатки, в уже изданных на бумаге книгах. И знаете, я прощаю это автору (другим можно, а ей нет?). Потому что люблю её истории. Читала, что вроде как она решила исправиться и умерить пыл с повторами:))

Приведу пример с Мариной Ефиминюк - ещё одна писательница, которая стала издаваться на бумаге через самиздат (начинала с электронных книг). У неё нет повторов, нет ошибок и опечаток (или почти нет, но вроде не встречала или забыла). Истории все лёгкие, отдыхательные. Как у Звёздной нет накала страстей из крайности в крайность, но при этом истории всё равно увлекают. Чем? Авторским стилем. Я обожаю то, каким языком Марина пишет свои книги. Много юмора, сарказма, остроумных фраз и просто красивого богатого образами языка.

Может и считают её книги малость наивными, где-то слишком приторными (ни разу такого не замечала), но я наслаждаюсь великим и могучим, когда читаю её книги. Именно её авторским стилем. Книги Марины и Елены есть у меня и на бумаге. И да, я их уже периодически перечитываю. Книги Марины покупаю без предварительного ознакомления, потому что знаю, что её новая история меня порадует. Я ей доверяю.

Но это исключительно моё мнение по всем пунктам и совершенно не хочу его навязывать. Но и не высказать не могу. Читатели книжных каналов должны знать, что не все книжные блогеры косо смотрят на самиздат. Есть те, кто его любят и ценят.

В этой статье перекликается стереотипное мнение. Уже писала о фэнтези, где считается, что пишут его дегенераты и читают такие же личности, которые личностями не являются (читайте недавнюю статью о фэнтези с цитатами любителя фантастики:). Однако знаю, что авторы фэнтези работают стоматологами, преподают фармацевтику и издают свои учёные труды по этой теме, разрабатывают дизайнерские модели, например, женского нижнего белья. То есть это не просто люди, которые живут своими выдуманными мирами и дурят голову своим читателям. Это люди, которые и за пределами книжного мира состоявшиеся и признанные специалисты, учёные и прочие важные и нужные личности в обществе.

А кто их читает? Хм)) Я их читаю, с высшим экономическим и 12-ю годами работы в банке. А также их читают и бизнес леди и мены, пилоты, инженеры, владельцы самолётов, пароходов и так далее. Да такие же обычные люди, как и все остальные.

Фото книг из домашней библиотеки, чтобы разбавить текст;)
Фото книг из домашней библиотеки, чтобы разбавить текст;)

Та же история и с самиздатом. Нельзя по нескольким книгам судить обо всех авторах (напоминает пост, где я оспаривала право читателя учить как писать писателя). Попадается не то? Плохо ищете. Не хотите тратить время на поиск - не тратьте. Но тогда и не пишите, что там всё плохо или грустно. Потому что ВСЁ вы не осилили:)) Я тоже не осилила и вряд ли буду к этому стремиться. Но пишу критику адресно, а не обобщаю весь жанр.

Можно не доверять авторам самиздата - конечно это ваше право. Я же не доверяю издательствам. Покупаю те книги, которые чаще всего сначала бесплатно прочла в электронном виде и поняла, что это моё, буду перечитывать. А как же - бумажные книги и до этого не задарма раздавали, а на некоторые сейчас вообще цена за гранью добра и зла. А я принципиально не буду поддерживать рублём то, что мне не нравится.

И да, я тоже сноб, смотрю очень косо на современную прозу как жанр. Особенно переводную. С переводной понятно - дрянные переводы и толерастия. С нашими - безнадёга, чернуха, желтуха, подражание Западу и Америке, толерастия, которая тоже пускает корни и в отечественной литературе. Печально, что ползёт во все жанры, особенно те, что читают подростки. Потому да, бичевать буду тоже адресно то, что не люблю. Это моё субъективное мнение.

Спорить о предпочтениях в литературе совершенно бесполезно. У нас у каждого своя голова на плечах и мы чаще всего делаем осознанный выбор в пользу той или иной книги, той или иной площадки, того или иного издательства с бумажными книгами (того или иного автора бумажных книг). Неоднократно уже писАлось и говорилось, что каждый читатель одну и ту же книгу читает по-своему. Является соавтором писателя, когда во время прочтения строит свои образы в голове.

Уже только поэтому не может быть единого мнения. У всех совершенно разный жизненный опыт. А потому и предпочтения в литературе в том числе совершенно разные. Всегда приятно пообщаться с единомышленниками. Не менее интересно прочесть обоснованные диаметрально противоположные мнения. Просто чтобы посмотреть на объект обсуждения с разных сторон. А вдруг я что-то не учла при выборе, не заметила?

Поэтому будет интересно прочесть ваше мнение по этому поводу - о самиздате. И да, в самиздате не только фэнтези публикуют. Просто я его читаю чаще, чем другой жанр. Хотя детективы самиздата мне тоже очень нравятся - исторические.

Благо дарю за внимание и надеюсь в тоску не вогнала вас своими размышлизмами;)

-8

Статья, которая подвигла написать своё мнение:

Статьи, которые упоминались выше:

"Шантарам" Грегори Робертс, или почему я люблю отзывы и рецензии со спойлерами
Уголок книголюба6 августа 2020
Смех на грани?.. "Плюс на минус" Ольги Громыко и Андрея Уланова
Уголок книголюба8 июня 2020

Статьи в помощь тем, кто ищет рецензентов (я пока на рецензирование книги не принимаю):