Неоязычество — это название одного из течений новых религиозных движений, которое часто связывают с движением Нью Эйдж. Опять же, этот термин не имеет четкого определения. В целом можно сказать, что это набор религиозных действий, которые пытаются следовать древним или средневековым языческим религиям. Это религии, которые неоязычники считают изначальными в тех областях, где позже происходила христианизация. По мнению неоязычников, эти религии были естественными для людей, проживающих в разных частях Европы и принадлежащих к разным культурным традициям. Однако в настоящее время у нас нет свидетельств того, что какая-либо из этих религий пережила христианство, и у нас есть лишь отрывочные сведения о них. Термин язычник (от латинского paganus, то есть сельский житель, соотечественник) первоначально использовался римлянами для других религий, кроме римских, а в Средние века он был перенят католической церковью, которая таким образом обозначала нехристиан, потому что в подавляющем большинстве случаев они были сельскими жителями, так как христианство распространялось медленнее в сельской местности и исконные религиозные традиции сохранялись там дольше всего. В этом смысле слово «язычник» имело негативную коннотацию. Несмотря на этот негативный оттенок, многие неоязычники добровольно идентифицируют себя как язычники именно из-за стремления отличить себя от христианства. Часто это также попытка указать, что языческая религия является оригинальной и старше христианства. В этом смысле слово «язычник» имело негативную коннотацию. Несмотря на этот негативный оттенок, многие неоязычники добровольно идентифицируют себя как язычники именно из-за стремления отличить себя от христианства. Часто это также попытка указать, что языческая религия является оригинальной и старше христианства. В этом смысле слово «язычник» имело негативную коннотацию. Несмотря на этот негативный оттенок, многие неоязычники добровольно идентифицируют себя как язычники именно из-за стремления отличить себя от христианства. Часто это также попытка указать, что языческая религия является оригинальной и старше христианства.
Источники современного неоязычества
Сегодняшние движения, называющие себя неоязыческими, происходят из разных традиций. Существует множество течений, например группы ведьм, группы, основанные на нордических традициях, кельтские группы, новые шаманские течения и т. д. Для некоторых групп трудно определить начало и период их создания, поскольку они утверждают, что следуют зачастую очень старым самобытные традиции, и по этой причине они предпочитают называть себя язычниками, а не неоязычниками, потому что не признают разницы между древними и современными языческими религиями. Он утверждает, что существует преемственность между древними религиями и их сегодняшними верованиями, которая никогда не нарушалась. Источники современных неоязычников очень разнообразны. Рональд Хаттон в Paganism Today утверждает:
«В ходе изучения древнего язычества в Британии я выделил четыре прямые линии, связывающие всю совокупность этого верования с современностью: высокая ритуальная магия, «хеджевое» колдовство, общая любовь христианских веков к искусству и литература древнего мира и народные обряды».
По его словам, высокая ритуальная магия фокусируется на использовании и вызове сверхъестественных сил с помощью ритуалов и специальных предметов. Его основы можно найти в Древнем Египте, позднее в Испании под властью арабов и, наконец, проникнуть в позднесредневековое христианское общество. До 17 века речь шла больше об отдельных лицах, практикующих ритуалы, но особенно в викторианскую эпоху стали появляться организованные группы и ордена. Среди наиболее известных орденов были розенкрейцеры, масоны, Орден Золотой Зари и Ordo Templi Orientis. Эти группы также были первыми, кто использовал термин «ремесло», который также принят современными группами волшебников.
Хедж-колдовство - это термин, используемый для обозначения магии, которую практикуют различные травники и целители. Эти люди обладали особыми способностями, умели обращаться с травами, природными средствами и магией. Литературные упоминания о них появляются в 19 веке, в основном в народных произведениях. У них мало общего с сегодняшними неоязыческими группами, поскольку они всегда действовали больше как личности. Также нет большого количества записей о какой-либо системе верований или доктринах, которым они следовали. Однако сегодня многие неоязычники обращаются к ним и используют элементы народной магии, которые только появляются в литературе и сказках.
Само христианство сохранило некоторые элементы языческих традиций. Это прежде всего элементы, происходящие из эллинистического мира. Возврат к эллинистическим традициям произошел в основном в 18-19 вв. Сказалась и промышленная революция, которая в Англии привела к миграции людей из сельской местности в города, что привело к потере связи с природой. В попытке исправить это отношение некоторые начали обращаться к божествам природы, таким как греческая богиня Гея, которая представляла саму землю, или греческий бог природы Пан.
В 19 веке также наблюдался общий рост интереса к народной литературе и сказительству. Многие авторы вдохновлялись старыми традициями и сравнивали их на основе вновь открытых научных фактов (археологические находки, биологическая эволюция и т. д.). Среди них, например, сэр Джеймс Фрейзер (1854—1941), написавший книгу «Золотая ветвь », но весьма отрицательно относившийся к старым религиям. Другим автором был Жюль Мишле (1798-1874), опубликовавший в 1899 году книгу « Колдун », где он описывает старинное языческое колдовство, которое, по его словам, является источником радости, свободы и демократии. Американский писатель Чарльз Годфри Леланд (1824–1903), опубликовавший «Арадию » в 1899 году., также оказал влияние на многих более поздних исследователей. В книге описывается тайное общество волшебников, которое должно было веками действовать в районе Тосканы. Его работу продолжила Маргарет Мюррей, опубликовавшая свою книгу «Бог ведьм» в 1930 году . Другими важными фигурами, повлиявшими на развитие неоязычества, были Алистер Кроули и Джеральд Гарднер.
В целом можно сказать, что среди основных источников, вдохновивших возникновение неоязычества и его дальнейшее развитие, прежде всего эзотерические и оккультные течения, зародившиеся в XIX веке. Кроме того, романтизм 18-го и 19-го веков, вернувшийся к народному творчеству и природе, и другие течения, такие как национализм или антропология. Национализм прежде всего принес с собой понятие нации, и сегодняшнее неоязычество пытается опираться на самобытную культуру предков и находить корни отдельных культур и наций. Для антропологии это был в первую очередь обзор культур коренных народов, а также исследование шаманизма.
Основные черты неоязычества
Хотя отдельные неоязыческие традиции могут сильно различаться, в большинстве из них можно найти несколько основных черт и принципов. Прежде всего, это отношения с природой. Неоязычество продвигает позитивные отношения с природой, стремление восстановить в ней гармонию, и многие группы также вовлечены в экологию. Основная идея – связь человека с природой и ее святость, что распространяется и на самого человека. Большинство праздников связано с вегетационным циклом и сменой времен года.
Еще одна общая черта – субъективный и индивидуальный подход. Немногие неоязыческие школы имеют четко определенные правила, идеи или догмы. Неоязычество по большей части политеистично, но мы редко сталкиваемся с идеей единственно истинного бога, как в случае с монотеизмом. Субъективность выражается прежде всего в том, что каждый последователь может выбрать из множества элементов те, которые ему больше всего подходят. Это часто приводит к смешению различных традиций, изначально не имевших связи друг с другом, или к их трансформации под конкретного неоязычника.
Неоязыческие группы и течения, а также большинство новых религий широко используют средства массовой информации (в настоящее время особенно Интернет) для получения информации и общения с другими людьми, ориентированными на то же самое. Хотя есть люди, которые предпочитают проводить церемонии и поклоняться в одиночестве, большинство неоязычников объединяются в группы. Эти группы выполняют не только религиозную, но и социальную функцию. Многие торжества связаны не только с самим ритуалом, но и со встречей людей из разных сфер и разной ориентации, которые обмениваются информацией и опытом.
Определений и определений может быть много. Например, в книге «Язычество сегодня» автор Пруденс Джонс утверждает, что неоязычество состоит из трех основных аспектов:
а) политеизм и признание разнообразия божеств
б) восприятие материального мира как откровение Божие (теофания), поэтому нет разделения человека, божеств и природы, а все переплетено
в) признавать женскую часть божественного (в основном в образе богини)
Язычество поэтому, по мнению автора, включает в себя различные мировые традиции, в том числе основанные, например, на синтоизме или индуизме, а не только на дохристианские европейские традиции. Напротив, те традиции, которые не соответствуют этому определению, не могут быть отнесены к язычеству. Автор утверждает: «Религия, которая не признает, что божество может проявляться в женской форме, по этому определению не является языческой»