Простой урок непростой грамматики. Создаём ситуации общения и изучаем грамматику.
С чего всё началось... Сижу на шезлонге в тени яблони, наслаждаюсь прохладой. Софья занята одной странной забавой. Рисует мелками на дорожке, вернее занимается 'калякой-малякой', мочит в тазу с водой руки, затем трёт ладошками по меловым кляксам и бежит показывать результат мне. Отмывает руки в тазу, опять ко мне, и далее по кругу)
Это пока 'прелюдия') Английский сейчас начнётся.
Итак, подбегает Соня ко мне, демонстрирует свои руки и восклицает: "Mummy, look! My hands are dirty!" Знает, что надо переключиться на английский, чтобы мама не ругала за проказы)
И тут я на автомате вставляю фразу в Present Perfect Continuous: "Oh, my goodness! Sophie, what have you been doing?!" До этого момента Софья только была знакома с вопросом 'What are you doing?'
И прошу ее повторить: "Say 'I have been drawing with chalk' ". Повторила, даже такую длинную фразу) А затем ещё и ещё, так как эта забава повторялась по кругу. Только уже были грязными не только ладони, но и щёки, и ноги...
Вот вам и наглядная ситуация использования Present Perfect Continuous в речи. Иллюстрация того, что в российских учебниках описывается как
действие, которое началось, продолжалось какое-то время, и только что закончилось или ещё продолжается, но результат налицо
Ох, как закручено!)
Разберём подробнее нашу ситуацию. Соня рисует мелом. Если я подхожу к ней и спрашиваю, что она сейчас делает, звучать это по-английски будет так. What are you doing? - I am drawing.
А здесь у нас история такая. Соня порисовала какое-то время, затем подошла ко мне и показала свои грязные ладошки, результат игры с мелом. В данный момент она не рисует, а стоит передо мной с выпачкаными в мелу руками. Поэтому, я и спрашиваю, чем она таким только что занималась, что аж руки перепачкала, используя Present Perfect Continuous.
А вот другой пример для тренировки. Скажем, у малыша все щёки и весь рот грязные и липкие. Спросить мы можем: "What's ('s = has) happened?" или "Why are you dirty?" А ответ напрашивается такой: "I've been eating jam." Если бы мы застали малыша во время лакомства вареньем, то на наш вопрос 'What are you doing / eating?' ответ был бы, к примеру, 'I am eating strawberry jam'. Present Continuous. А раз он уже поел, вот прямо только что ел, что даже личико умыть не смог, то напрашивается Present Perfect Continuous. 'What have you been eating?'
А вот вам ещё несколько ситуаций для игры, говорения и тренировки Present Perfect Continuous. Нашла в одной из книжек по коммуникативной грамматике, издательства Longman. Помнится, со студентами выполняли мы подобное задание. Прошло на ура)
Как выполняем. Если играем в парах или группах, то делим карточки (ситуации и ответы) поровну между участниками. Затем каждый участник показывает своему сопернику карточку с ситуацией и спрашивает 'What's happened?'. Другая партия должна догадаться, что происходило, используя Present Perfect Continuous.
Эти же картинки но в другом дизайне)
У меня и домашнее задание для вас нашлось) Переведем ситуацию на английский. Случайно попался мне отрывок из рассказа Н. Носова 'Фантазёры' как раз по нашей теме.
На лестнице они встретили Иру. Глаза у неё были заплаканные.
- Ты чего ревела? - спрашивает Мишутка.
- Меня мама гулять не пускала...
Какую фразу мы переведем, используя Present Perfect Continuous?
P.S.
Все карточки можно скачать в PDF бесплатно и безопасно по этой ссылке
Пользуйтесь пожалуйста!)
Надеюсь, наш с Софийкой урок английской грамматики и игровой материал оказался для вас полезным.
Ставьте 'пальчик вверх' и подписывайтесь на наш канал)
Изучайте английский с удовольствием!)