Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Как советская пресса громила романтический фильм "Искатели приключений" (Франция-Италия, 1967)

Искатели приключений / Аватюристы / Les Aventuriers. Франция-Италия, 1967. Режиссер Робер Энрико. Сценаристы: Робер Энрико, Хозе Джованни, Пьер Пелегри (по роману Хозе Джованни). Актеры: Ален Делон, Лино Вентура, Джоанна Шимкус, Серж Реджани, Валерий Инкижинов и др. В СССР – с 17 июня 1968. 22,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

-2

Режиссер Робер Энрико (1931-2001) – один из самых известных французских кинематографистов XX века.

Окончив киношколу, Робер Энрико ("Старое ружье") в тридцати годам был уже автором доброго десятка короткометражек. Кое-кто из журналистов предрекал режиссеру трудную судьбу "автора для избранных". Однако в 35 лет Энрико резко сменил курс, поставив по сценариям Х. Джованни остросюжетные картины «Луженые глотки» и «Искатели приключений», а затем, уже в 1970-х снял пронзительную драму «Старое ружье»…

-3

Когда летом 1968 года «Искатели приключений» вышли в советский кинопрокат, «Советская культура» отнеслась к ним весьма критически, в духе «идеологической проработки» подчеркивая, что «фильм Энрико и Джованни — чисто развлекательный. В нем нет никаких социальных проблем. В нем нет даже примет времени, разве что покрой костюмов, прически героини, марки автомобилей. Лишь по этим признакам и можно установить, что действие картины происходит в наши дни. Правда, в одном эпизоде время как будто бы врывается в фильм черно-белыми кадрами, в которых запечатлено бегство белых колонизаторов из одной их африканских стран. Но это только так кажется. Эпизод этот всего-навсего сюжетный ход, необходимый авторам. Естественно, что эти недостатки значительно снижают художественные достоинства картины» (Советская культура, 1968: 4). «Искатели приключений» // Советская культура. 1968. № 67. 8.06.1968. С. 4.

-4

В таком же ключе писали об «Искателях приключений» кинокритик Михаил Белявский (1904-1982) и редактор Андрей Эрштрем: «Жаль, что картина сделана по традиционным канонам западного приключенческого, так называемого коммерческого кинематографа. … И всё же нет сомнения, что профессионально скроенная, красивая до того, что временами становится откровенно фальшивой, приключенческая лента кинолента привлечет внимание многих зрителей. А вот взволнует ли, заставит ли задуматься и запомнится ли? Сомневаемся!» (Белявский, Эрштрем, 1968: 19). Белявский М., Эрштрем А. Искатели приключений // Спутник кинозрителя. 1968. № 6. С. 19.

У "Искателей приключений" и сегодня множество поклонников среди зрителей. И автор этих строк – один из них...

Александр Федоров, киновед