Книга Александра Медведева «Похищение Европы», изданная малым тиражом в 2000 году, мало известна широкому читателю. Данная публикация носит пропагандистский характер и через обширную выдержку из первой главы призвана передать дух этой книги, - чрезвычайно полезной в мировоззренческом плане.
Люди далёкие от искусства, через утверждаемую автором связку «искусство-торговля-война», узнают много полезного для себя, обнаружив, в какой степени плотно и незаметно их взглядами управляют из за «большой лужи». На взгляд из года 2022 надо отметить, что книга не утратила актуальности и даже, напротив, увеличила свою значимость.
Сегодня книга доступна для скачивания в Сети. Приятного и познавательного чтения!
«С самого начала своего появления американская философия и морально-эстетическая мысль огромное внимание уделяют вопросам роли США в мировой истории, выдвигая идею американской исключительности.
Такой тип самосознания оказывает влияние на представление американцев о месте и роли их страны в мире, на внешнеполитическую практику США. Она реализуется в американском экспансионизме – экономическом, военном и идеологическом. Распространяя свою идеологию, США широко используют образцы современного искусства, приспособленного для этой цели сразу после второй мировой войны.
Тогда окончательно сформировались контуры псевдо-имперской мессианской ориентации, ярко проявившиеся в деятельности США по приближению «американского века» на Земле. Современное искусство является неотъемлемой частью триады американского экспансионизма: искусство – торговля – война. В этой связке мы можем и должны рассматривать современное искусство, его влияние на распространение всех форм американской гегемонии в мире и в России в частности.
Вступая в XX век, США стали заявлять о «цивилизаторской роли Нового Света», о превосходстве англо-саксонской расы и своей «особой ответственности» за судьбу мира.
Сенатор Альберт Беверидж в своей речи в сенате 9 января 1900 года так определили понимание США собственной роли в предстоящем столетии:
«Декларация независимости не запрещает нам выполнять нашу роль в духовном возрождении мира. Если бы она запрещала это, Декларация была бы ошибочной… Он (всевышний) одарил нас духом прогресса, чтобы мы могли одолеть силы реакции во всём мире. Он сотворил нас сведущими в вопросах управления, чтобы мы могли управлять дикими и пришедшими в упадок народами. Не обладай мы такой силой, весь мир вновь впал бы в варварство и темноту. И из нашей человеческой расы он выделил американский народ как нацию, избранную в конечном итоге руководить духовным возрождением мира. Такова божественная миссия Америки.
Век завершён. Америка ни в чём не поступилась своими принципами. Не собирается она изменять им и впредь. Вот, что сказал об этом президент Б. Клинтон в своём Послании «О положении страны» от 07.02.1997 года:
«Чтобы подготовить Америку к вступлению в XXI век, мы должны научиться управлять силами, предопределяющими перемены в мире, обеспечить прочность и надёжность руководящей роли Америки на долгие времена».
«50 лет назад Америка, проявив дальновидность, создала институты, обеспечившие победу в «холодной войне» и развитие мировой экономики. Нам уже удалось устранить множество препятствий и барьеров, разделявших мир, в котором жили наши родители».
Препятствия, упоминаемые американским президентом, ни что иное, как национальные, религиозные и культурные особенности, сущностные основы стран мира. Есть страны, которые не позволяют вовлечь их на условиях США в так называемую «мировую экономику», становясь барьером для распространения этой экономики.
Они, находясь в системе собственных жизненных координат, выставляются Америкой очагами тоталитаризма, угрозой демократическому сообществу. Страны, не желающие идти в русле внешней американской политики – преграда жизненно важным интересам Америки. Эти интересы состоят в создании Нового Торгового Строя с центром – США.
Завершившийся XX век показал, что в окончательном утверждении этого нового строя основной помехой была и есть Россия. Но и помимо России всегда есть опасность, что в мире могут возникнуть условия, когда страны, постоянно корректирующие свои действия согласно американским указаниям, начнут использовать любую возможность, чтобы освободиться от опеки.
В Белом доме это понимают, - превентивные действия по усилению своего влияния принимают самые агрессивные формы. Удары по Ираку, бомбардировки Югославии имеют определённую цель не дать Европе пойти на объединение, умалив «руководящую роль Америки» в мире.
***
Бедственное положение России, оказавшейся в «холодном мире» без какой бы то ни было чёткой государственной идеи, в окружении своих заклятых друзей – это, кроме внутренних причин результат той самой «дальновидности», которую Америка проявила пятьдесят лет назад. Оно усугубляется назойливой американизацией всех общественных сфер.
И среди них – интересующая нас российская культура, показатель полуколониального состояния страны, - с элитой, интегрированной в шоу- и арт-бизнес, живущей на гранты и премии западных частных фондов, и с растерянной массой творческих работников, лишённых возможности применить свои таланты.
Сложные процессы, происходящие в российском обществе, до сих пор связанном с Православием и Святой Русью, при этом стремящимся в мировое сообщество (петровская европеизация, народовольческое движение, марксизм и сегодняшний американизм) – выражаются в продуктах культуры.
Эти процессы сделали культуру полем борьбы идеологий. И это не случайно, - отечественная культура никогда не была в чистом виде светской. Религиозными вопросами было пронизано всё лучшее, из созданного писателями, музыкантами и художниками на протяжении древней и новой истории России.
Стихиры Ивана Грозного и поэзия К. Р., музыка Рахманинова и Свиридова, живопись Нестерова и Малевича свидетельствуют о том, что их творцы – люди из высших сословий или выходцы из низов – в своём творчестве ставили и пытались решать волновавшие их религиозные вопросы, произрастающие из самого уклада общественной и личной жизни русского человека. Не стоит замалчивать эту особенность отечественной культуры.
В отличие от протестантизма, религии англосаксов, во главе угла которой стоит человек с его ценностями, в Православии человеческое представлено несовершенным материалом, нуждающемся в приведении к Идеальному, Божественному.
Попросту говоря, если протестанта более других проблем волнуют условия, при которых наиболее полно будут соблюдены его права, то православный человек скорее озабочен, как соотносится его жизнь с теми обязанностями, которые он несёт, приняв крещение.
Цель индивидуального существования протестанта гарантируется неотчуждаемыми правами и выражается в достижении личного материального благополучия.
Мы, - не задумываясь, - произносим слова «права человека». Надо всё-таки не смещать смысловые акценты этого понятия и подразумевать под ним только то, что оно содержит, и не более того. А включает оно в себя классическую протестантскую триаду – жизнь, свободу, собственность. И её внутренняя организация такова, что без права собственности невозможны никакие иные права.
Животрепещущим вопросам, которыми питается русская культура, как видим, нет места в этой системе жизнеустройства западного человека.
До сих пор литература об искусстве XX века обходила стороной всё, что могло навести на мысль, что религия есть часть культуры. И если с середины XIX века светская живопись перестаёт обращаться к религиозным сюжетам, то это не показатель утраты их глубинных связей. Внушалось, что современная цивилизация имеет искусство и культуру, переварившие все религии мира, и вместе с верой в некое высшее существо имеет веру в прогресс.
Освобождается от этих благоглупостей человечество, к сожалению, очень болезненно – с помощью бомбовой терапии. Чего стоят одни надписи «Со Святой Пасхой!» на ракетах и бомбах, которые натовские войска обрушили на православных сербов! За верой в прогресс, обязательной для всего мирового сообщества стоит также и обязательный для всех стран отказ от всяческой индивидуальности, способной проявиться в национальных, религиозных, культурных особенностях и государственном устройстве.
Никто в России-СССР более усердно, чем деятели культуры не способствовал внедрению в общество новой идеологии – «американской мечты», адаптированной для различных слоёв населения. В этой среде зарождался и распространялся миф об Америке, поощряющей устремления к свободе самовыражения и, мало того, стоящей на защите свободы личности от посягательств со стороны государства.
***
В погоне за химерой – «свободой творчества» (кто бы объяснил, в чём несвобода художника, кроме как в собственном несовершенстве?) художники не заметили, как ими начали манипулировать те, чьим интересам (превращение «человеческого фактора в количество», то есть в деньги) мешают распространяться культурные особенности стран, в которых живут сами художники.
Этот, во многом общий процесс для европейских художников, растянувшийся, примерно, на пятьдесят лет, начавшийся кубизмом и закончившийся постмодернизмом, - так или иначе повлиял на визуализацию американизма, распространившегося в Европе в небывалой форме уже в период Второй мировой войны и сразу после неё. Хотим мы того или нет, но история XX века вынуждает нас признать, что между такими понятиями, как искусство, торговля и война существуют самые тесные связи.
***
Изобразительные, пластические искусства и связанные с ними дизайн и мультимедиа, не имеющие языкового барьера, важнейшие после музыки средства, с помощью которых в стране создаётся почва для утверждения Нового Торгового Строя. Творческим работникам, студентам художественных заведений и всем, интересующимся отечественной и мировой историей искусства и авангарда не лишним будет напомнить о некоторых событиях истории, с точки зрения связи искусства, торговли и войны.
Вне этого аспекта говорить об искусстве – значит либо недооценивать угрозу американизации отечественной культуры, либо сознательно способствовать её распространению, что, в конечном счёте, одно и то же».
(конец цитаты)
***
Искусство, таким образом, далеко не «просто искусство». Оно давно – крупнокалиберное орудие современной войны.
Нам следует исправлять ситуацию: через знания, полученные от вполне просвещённых и грамотных искусствоведов, перекрыть, наконец, канал деформации личного сознания. Глядишь, и в общественном сознании наступят перемены, адекватные грядущему переустройству Мира!
***