Найти тему

«Лиловый шар» – книга и фильм…

А комбинезон, кстати, хорошо сделан...
А комбинезон, кстати, хорошо сделан...

Как-то раз, так получилось, что на доске объявлений кинотеатра «Спутник», что была расположена около моего дома, появилась афиша художественного фильма «Лиловый шар», что был снят по повести Кира Булычёва. Так как у меня в тот момент были каникулы (ах, эти школьные годы), мы с бабушкой (сам кинотеатр был довольно далеко – да ещё и через железную дорогу переходить надо было) пошли в кино. Через пятнадцать минут после начала фильма у меня началась истерика, и мы с бабушкой ушли домой. На самом деле – помните, там был момент, когда Громозека находит «чёрный ящик» «Чёрного странника» и герои просматривают «последние несколько минут жизни «Чёрного странника»»? Вот после того, как эти люди все друг друга перебили, у меня это и началось. Потом я, конечно, фильм досмотрел – его показывали по ТВ, и даже не один раз. А что до повести – повесть я прочитал несколько позднее, уже в то время, когда у меня был компьютер с доступом в Сеть. И вот тогда у меня появилась возможность это дело сравнить…

Статья создана при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Belsnickel, Igor Sablin, Madshmax, Squatterbloat, Александр Барышников, Алексей Попов, Анатолий Ломовцев, Василий, Савелий Солопов, Сергей Ряховский, Вадим Юрков, Виктор Айрон и Артём Васильев. Огромное им за это спасибо!

Поддержать автора.

Скажу честно – мне те книги Кира Булычёва, которые я читал, понравились. И можно даже сказать, что понравились они все. Я не буду говорить, что «это хорошо», а «это – чернуха». Да, он писал разное. Да, что-то понравилось больше, а что-то меньше. Но, если говорить об общем впечатлении о творчестве этого автора – оно у меня скорее положительное, чем отрицательное. Я ведь писал тут не только о том, что «как хорошо он писал про Алису», но и про другие его произведения – и про «Чума на поле», и про «Смерть этажом ниже», и про «Любимца»… Вообще, можно сказать, что Кир Булычёв был очень разноплановым писателем. Хотя, конечно, «веревкинский цикл» – это да…

Видно, что на них скафандры. Но вирус подействовал и на них...
Видно, что на них скафандры. Но вирус подействовал и на них...

Но, давайте вернёмся к «Лиловому шару». Скажу сразу, что книга лично мне показалась более логичной. Самое интересное, что именно корабля с названием «Чёрный странник» там нет. Там есть блуждающая планета, которая называется «Бродяга», из-за которой всё и началось. И, сказать по чести, история этой планеты кажется мне более логичной, чем то, что было показано в кино. Тем не менее, если опять же, беспристрастно говорить про фильм, то он рассказывает свою историю, при этом, нельзя сказать, что рассказывает он её плохо. На самом деле, когда я просмотрел этот фильм полностью, он мне даже понравился. Конечно, очень сильно резали глаз все атрибуты «Эпохи легенд» – когда было видно, что все эти животные и прочее – например, птенец, были большими куклами, и это буквально сильно бросалось в глаза. При этом, повторюсь, сама история лично мне показалась интересной. Хотя, было там два нюанса, которые, что называется, несколько портили впечатление от просмотра. Нет, я не про взрослую Гусеву, которая смотрелась откровенно странно в этом сказочном антураже, а про… сюжетные нестыковки. Первая – когда нам показывают это происшествие на борту «Чёрного странника», видно, что и рабы, и сами «военные» – носят скафандры и шлемы. При этом можно понять, что раз они носят всё это дело, то у них есть и своя, автономная система жизнеобеспечения. И тут, значит, один из рабов разбивает шар. Делает он это намеренно, так как понимает, что шансов на то, что всё это закончится, у них, рабов, нет. А так – забрать всех с собой… И тут, конечно, начинается «резня». Рабы убивают друг друга голыми руками, всё такое, потом приходят «военные», добавляя из своих бластеров. Вопрос – а как они могли «надышаться», если у них были глухие, закрытые шлемы? Там визор-то был меньше, чем у штурмовиков из «Звёздных войн», и тот – закрытый. Так что – это первый вопрос к фильму…

Шар в контейнере.
Шар в контейнере.

Что до второго вопроса – с ним проще. Если я всё правильно понял, то тот контейнер, в котором находился лиловый шар, служил чем-то вроде системы «подрыва» шара. То есть, что называется, «в день «Д», час «Ч»» и так далее, этот контейнер просто подрывал шар, высвобождая вирус вражды. Таким образом, достаточно было просто извлечь шар из контейнера – и всё, подрыва бы просто не было, не так ли? Ну и чем был плох вариант отправить шар на Луну? Там нет воздуха, кого он там может заразить? Люди-то всё равно жили в куполах, или под поверхностью Луны – это ведь логично…

Людоед, Коноед, Баба-Яга...
Людоед, Коноед, Баба-Яга...

Но, конечно, придираться к фильму не имеет смысла, так как он, по сути – сказка. И это, на самом деле… несколько его портит. Дело в том, что та же «Гостья из будущего» – всё же, больше похода именно на фантастику. Космос, будущее, флайеры, телепорты и прочие достижения науки и техники. И всё это смотрится довольно органично. Я могу, конечно, пересмотреть фильм, рассмотреть его, что называется, покадрово и под микроскопом, найти там много ляпов и огрехов – но… не хочу, так как «Гостья из будущего» смотрится хорошо и органично. А вот в «Лиловом шаре»… слишком много нестыковок. Та же «Эпоха легенд», лично мне кажется довольно слабым сюжетным ходом – как в повести, так и в фильме. Хотя, конечно, в повести всё получилось… как-то более логичным что ли. Более реалистичным, если можно так выразиться…

Вообще, если говорить о том, что было до того, как Алиса отправились в прошлое, повесть выигрывает очень и очень сильно – просто за то, что сама история Бродяги – я про планету сейчас – выглядит более логично. И то, как жители одной планеты, спасаясь от взрыва своей звезды, построили искусственную планету (мне, кстати, интересно, не «Бегством Земли» вдохновлялся Булычёв, когда это придумывал?), и сама история с тем «царём», который захватил Бродягу, как и то, что он перебил всех учёных и специалистов – такое тоже вполне себе могло быть. А потом спохватился – и понял, что планета-то, летит сама по себе, управлять ей нельзя, а корабли, что он захватил, далеко летать не могут… Здесь всё довольно логично, как и его идея с захватом другой планеты, чтобы перебраться на неё… И то, что в итоге случилось на Бродяге, как я уже говорил, получилось, кстати, более страшным, чем то, что было показано в фильме. Единственное, к чему я в повести хотел бы придраться – к тому, что, по словам Громозеки, «Сначала они воевали, стреляя из пушек и ружей, потом, когда кончился порох и железо, люди бились дубинками и стреляли из луков, резали друг друга ножами и кидали камни.». Алиса видела немало тел в доспехах и тому подобное. Только вот, мне очень хотелось бы знать, откуда всё это взялось, ведь после того, как вирус вырвался на свободу, те, кто был на Бродяге, просто, безостановочно, начали убивать друг друга. У них просто не было времени, чтобы делать луки, ковать доспехи, делать копья и всё остальное. Я верю в то, что они могли стрелять друг в друга, пока у них на самом деле было оружие и снаряжение, но когда всё это закончилось, они просто должны были начать сражаться при помощи подручных средств, палок, камней и тому подобных вещей… Так что – нестыковочка получилась…

А так – повесть, в принципе, получилась интересной, сильно лучше фильма…

Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. И если Вы любите фантастику так же, как люблю её я - подпишитесь на канал "Переплёт", автор которого о фантастике знает если и не всё, то почти всё - точно!