Найти тему
С Богом по жизни

БОЖЬЕ СЛОВО ОТЦАМ

В 1800-х годах многие американские семьи покинули свои дома и отправились на запад расширять границы. Часто эти семьи пионеров путешествовали вместе, составляя из своих повозок караваны. Главным человеком любого такого каравана был скаут. Он шел впереди каравана, иногда на день пути и даже больше, и следил за обстановкой. Он смотрел, нет ли индейцев. Он искал глубокие места в реках и лучшие броды. Он подмечал в небе первые признаки ухудшения погоды. У скаута такого каравана повозок была задача следить за малейшей угрозой, выискивать врагов и выбирать самый безопасный путь для каравана.

В определенном смысле в каждом доме отцы делают то же, что делали скауты для караванов повозок. Как отец, вы ведете свою семью дорогой жизни, руководя женой и старясь обеспечить детей всем необходимым для того, чтобы они могли вести свою собственную жизнь. В вашу задачу входит направление всей семьи - папы, мамы и детей - к Богу.

Представьте себе свою семью движущейся по проселкам в повозке. Территория, по которой вы путешествуете, опасна. Всюду вас подкарауливают враги, готовые напасть в любую минуту. Окружение недружелюбное. За каждым поворотом грозят неожиданности. Ваша семья полагается на вас, рассчитывая, что вы проведете их через все трудности. Они видят в вас скаута. Они зависят от того, как вы определите, где остановиться и в каком направлении идти. Они надеются, что вы будете защищать их от всех превратностей судьбы.

Павел обращается к вопросу о лидерстве отцов в доме в Еф. 6:4: “И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем”. Основная мысль этого отрывка состоит в следующем: Бог призывает отцов к благочестивому руководству своими семьями.

Вы можете быть бизнесменом или почтальоном. Вы можете быть представителем свободной профессии. Вы чем-то занимаетесь, чтобы ваша семья имела крышу над головой и еду на столе, но это не главная ваша работа! То, за что вы получаете зарплату, не является вашей главной работой. Ваша главная работа - это ваша семья! Бог дал вам заповедь руководить ими. Он ждет от вас, что вы проведете их через очень опасную территорию с тем, чтобы они могли благополучно добраться до места назначения, которое Он им приготовил. Какие секреты раскрывает нам Слово Божье для выполнения этой работы? В стихе 4 Павел дает отцам наставления о том, как надо и как не надо поступать.

НЕ РАЗДРАЖАЙТЕ ДЕТЕЙ ВАШИХ

Павел говорит: “И вы, отцы, не раздражайте детей ваших” (Еф. 6:4). Слово “раздражать” (греч. пароргидзомай) означает “вызывать гнев, провоцировать, злить, ожесточать”. Речь идет о провоцировании наших детей на злость до такой степени, когда они вскипают от негодования. Когда такое случается, они перестают обращать на нас внимание. Они перестают воспринимать наше руководство. А когда люди отказываются следовать за лидером, которого им дал Бог, приходит беда. В каких же случаях мы переходим черту и доводим наших детей до негодования?

1. Чрезмерная опека. Мы можем задушить наших детей. Так происходит, когда мы не позволяем им самостоятельно исследовать мир или лишаем их приключений. Поводок, на котором мы их удерживаем, может быть таким коротким, что у них вообще не будет никакой свободы и они никогда не научатся пользоваться независимостью.

2. Выделение любимчиков. Мы проявляем это качество, когда неодинаково относимся к своим детям, к кому-то из них проявляя особый интерес, особую заботу, уделяя больше внимания. Прочтите историю об Иосифе, его отце и его братьях. Посмотрите, сколько бед принес им всем фаворитизм.

3. Принижение достоинства. Ребенок никогда не должен чувствовать в отношении отца, а тем более, слышать от него: “Из тебя никогда ничего путного не получится” или “Ты ничего не можешь сделать как следует”.

4. Подгонка под один образец. Отцы не должны стараться делать всех детей одинаковыми. Нельзя пытаться втиснуть их в форму, которую мы себе представили. Детям нужна свобода выражения своей уникальности.

5. Пренебрежение. Роберт Коулз был прав, когда писал:

«Я считаю, что детям... крайне не хватает моральной установки. Им достаются родители, которые очень озабочены тем, чтобы устроить их в нужный колледж, купить им самую лучшую одежду, предоставить им возможность находиться в той среде, где они смогут вести красивую и беззаботную жизнь и где они могут получать самые лучшие игрушки, интересно проводить каникулы и так далее... Современные родители работают очень много; и они приобретают вещи, которые, как они считают, важны для их детей. А самого важного не происходит. Они не проводят время со своими детьми, а если проводят, то недостаточно».

6. Жестокость. У отцов нет права быть жестокими или вымещать свой гнев, горечь или раздражение на детях. Большинство из тех, кто садистски жесток с детьми, когда-то испытали подобное обращение на себе, но отец-христианин не должен допускать, чтобы этот порочный круг продолжался.

В книге “Десять ошибок, допускаемых родителями по отношению к подросткам” Джей Кесслер прокомментировал некоторые ошибки отцов, которые приводят к озлоблению детей и к ухудшению отношений между ними и родителями.

Ошибка № 1 — Неспособность быть последовательным примером. “Делай так, как я говорю, а не так, как поступаю сам”.

Ошибка № 2 — Неспособность признать собственную неправоту. “Я взрослый, поэтому я прав”.

Ошибка № 3 — Неспособность давать честные ответы на честные вопросы. “Потому, что я так сказал”.

Ошибка № 4 — Неспособность позволить своему ребенку-подростку развивать свою собственную личность. “Ты что, хочешь стать таким-то?”

Ошибка № 5 — Неспособность видеть главное и не обращать внимания на мелочи. “В этой комнате, как в конюшне”.

Ошибка № 6 — Неспособность проявлять одобрительное и поддерживающее отношение. “Неужели ты не можешь сделать хоть что-нибудь как следует?”

Ошибка № 7 — Неспособность одобрить друзей подростка, при этом даже не попытавшись узнать их поближе. “Где ты только его нашел?”

Ошибка № 8 — Неспособность признать право подростка на ошибки. “Ты что наделал!”

Ошибка № 9 — Неспособность обсуждать трудные вопросы. “Можно поговорить о чем-либо другом?”

Ошибка № 10 — Неспособность уделять время. “Я сейчас занят. Подойди попозже”.

Бог призывает отцов избегать поступков, которые не отвечают принципам справедливости и провоцируют наших детей на раздражение. Мои дети иногда говорят мне: “Ты несправедлив”. Иногда они бывают в этом правы. Бог ожидает от меня большего, как и от каждого отца.

БУДЬТЕ РУКОВОДИТЕЛЕМ ДЛЯ СВОИХ ДЕТЕЙ

Представьте себе на минуту табурет на трех ножках. Для того, чтобы стоять, ему нужны все три ножки. Если убрать одну, он уже не сможет стоять. Павел упоминает три элемента руководства детьми. Все три необходимы для того, чтобы руководство отца было успешным.

1. Нежность. Эту мысль можно найти во фразе: “воспитывайте их” (греч. эхтрефо). Буквально это означает “лелейте их до зрелости, питайте, воспитывайте, защищайте, предоставляйте им нежную заботу”. Благочестивые отцы нежны. Аллан Лой МакГиннис сказал: “Взаимоотношения упрочняются, подобно тонкому лаковому покрытию, многими слоями доброты”.

Отцы, для того, чтобы руководить своими детьми, вы должны, прежде всего, воспитать в себе нежность и доброту. Как же мы можем развить в себе нежность?

(1) Слушайте своих детей; пусть они знают, что вы уважаете их чувства.

(2) Будьте достаточно великодушны, чтобы суметь признать свою ошибку и попросить прощения, если вы не правы или слишком резки.

(3) Не держите детей на расстоянии, позвольте им дотрагиваться до вас, сами будьте щедры на объятия.

(4) Подбадривайте детей, поддерживайте их в их усилиях.

(5) Прислушивайтесь к тому, что говорит ваша супруга о вашем обращении с каждым из детей.

Бог призывает нас к тому, чтобы мы были нежными лидерами, и это не лишает нас мужественности. Когда мужчины нежны со своими детьми, они отвечают Божьему предназначению.

2. Учение. Отцы должны воспитывать своих детей “в учении Господнем”. Греческое слово пайдейа, употребленное здесь, означает “учение посредством правил и установлений, наград и, когда это необходимо, наказаний”. Лука воспользовался этим словом, чтобы записать то, что сказал Пилат об Иисусе: “Итак, наказав его, отпущу” (Лк. 23:16). В Послании к Евреям также употреблено это слово: “Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности” (Евр. 12:11).

Такое учение, предполагающее в случае неповиновения наказание, Джеймс Добсон назывет формированием воли. Вот некоторые из его советов:

(1) Определите границы дозволенного. Ребенок должен знать заранее, что допустимо, а что - нет, прежде чем начать с него спрашивать.

(2) Когда ребенок бросает вам явный вызов, отвечайте уверенно и решительно. Когда происходит столкновение воли ребенка и воли отца, родитель должен выиграть его решительно и убедительно.

(3) Различайте между явным и своевольным непослушанием и детской безответственностью. Ребенка не следует шлепать за то, что не является намеренным непослушанием. Его не следует наказывать за то, что он забыл вынести мусор. Намеренное непослушание - другое дело. С этим требуется сразу же разобраться.

(4) После столкновения успокойте ребенка и поговорите с ним.

(5) Избегайте невозможных требований. Никогда не наказывайте за то, чего ребенок не может в данный момент сделать.

(6) Пусть вами руководит любовь.

Двумя ножками табурета из трех для отцов являются нежность и учение. Это подводит нас к третьей необходимой ножке.

3. Наставление. Слово “наставление” (греч. нуфесиа) буквально означает “поставить перед разумом”. Оно относится к словесному наставлению или словесному предупреждению. Первосвященник Илий не смог сделать этого для своих сыновей. Посмотрите, что произошло: “И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах. В тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу. Я объявил ему, что Я накажу дом его навеки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их” (1 Цар. 3:11-13).

В Септуагинте слово “обуздывать” в стихе 13 переведено словом с тем же корнем, что и “наставление” в Еф. 6:4. Илий провел всю свою жизнь в служении Богу. Он проводил богослужения Израиля, но он никогда не наказывал своих сыновей, когда это требовалось. Иногда отцам бывает необходимо обращаться со своими детьми со всей резкостью. Для правильного воспитания требуются прямолинейные наставления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бог поставил перед каждым отцом обязанность вести свою семью сквозь жизненные опасности, трудности и испытания. Вести так, чтобы не вызывать у детей негодования. Вести, применяя три положительных принципа: нежность, учение и наставление.

#отец #отцы #отцыидети #воспитаниедетей #воспитаниеребенка #библия #воспитаниеребёнка #христианство #христиане #христианин