Фастов находится в 64 км от Киева на реке Унава. Это город, который я хорошо знаю. Здесь я сходила с поезда, садилась на автобус или такси, и ехала в село, сюда приезжала погулять и за продуктами. В городе было два настоящих украинских базара –утренний и вечерний, где всегда можно было купить свежее мясо и сало. Смотреть, как туристу, в городе почти нечего. Смотреть нечего, а большая история есть. В 1923 году Томашовка переходит из Сквирского уезда в состав Фастовского района.
Смотрю на современную карту Фастова и вижу улицу Симона Петлюры, и улицу Льва Толстого, улицу Небесной сотни и улицу Александра Матросова, улицу Героев Украины и Челюскинцев, улицу Ивана Мазепы и Юрия Гагарина, есть улица Савченко и Михаила Лермонтова. Можно продолжать. Есть теперь и улица Европейская, переулок Европейский. Хорошее название в городе, который последние пять десятков лет приходил в упадок... Не обошлось и без улицы Сечевых Стрельцов. Напомню, что в годы Первой мировой войны Австро-Венгрия создает дивизию Сечевых Стрельцов на территории Западной Украины (УСС), а позже Германия использует этот нарратив для привлечения украинцев в дивизию «Галичина» в годы Великой Отечественной войны. Ничего нового.
Это очень древний край. На территории Фастовского района сохранились памятники трипольской культуры (4-2 тыс. до н.э.) По Фастовщине проходила княжна Ольга с молодым княжичем Святославом, бывали здесь и воины князя Владимира.
Когда точно появился Фастов или Хвастов неизвестно, но сами горожане считают датой рождения 1390 год, его первое упоминание в документах. В этом смысле они со Сквиром ровесники. Долгое время местная земля принадлежала Васенцевичам и их потомкам Макаревичам, но в 16 веке один из них заложил имение киевскому католическому епископу. Затем начались тяжбы между семьей и епископом, которые закончились только в 18 веке. Потомки Макаревичей, окончательно подарили землю Фастова церкви.
В средние века многие города и местечки переживали трудные времена. Не забывайте и о нашествии татар. В 1532 году на месте опустевшего места закладывают город Новый Верещин по имени католического епископа. В 1601 году польский король Сигизмунд 3 дает ему Магдебурское право. Сюда потянулись и иезуиты: в городке создается иезуитская школа, в окрестностях они владеют землями с центром в селе Лучин. В 1638 году свой монастырь основали еще и «бернардинцы». Но как говорит в своей книге Л. Похилевич «Сказания о населенных местностях Киевской губернии» 1864 года: «Но всем этим затеям положил конец знаменитый Богдан Хмельницкий. Далеко в глубине Украины он поднял Русское знамя и православный крест, и ляхи бежали за Вислу и в болота Литвы, а вместе с ними бискупы (католические епископы), иезуиты, бернардинцы и проч.» В 1649 году Богдан Хмельницкий перебил тех поляков, которые не успели бежать. Сюда прибыл сам Богдан вместе с московским воеводой Бутурлиным, которые приняли присягу московскому царю. Далее идет период постоянных войн с поляками, что привело к запустению местечка. В конце 17 века появился новый лидер освободительной войны на Правобережной Украины- Семен Палий. Фастов сделался столицей казацкой республики. В 1704 году он был пленен Мазепой и отправлен Сибирь, а местечко вернулось под руку католической церкви. В 1768 году сюда пришли гайдамаки и перебили 600 поляков, обобрав оставшихся поляков и евреев.
В конце 18 века через Фастов проезжал последний польский король Станислав Август, бывал здесь князь Потемкин, австрийский император Иосиф Второй, бывший крымский хан Шин-Гирей, наследник престола Павел Петрович с супругой. После последнего раздела Польши (1795) Екатерина Вторая сначала оставила земли католическими епископами, но потом забрала в казну. Кроме католического храма и молельных еврейских домов, в 18 веке здесь уже было 2 православных храма-Покровский (казацкий) и Воскресенский соборы. До 2020 года Покровский храм относился к УПЦ Московской патриархии пока не был совершен рейдерский захват при поддержке местной власти. Прихожане сопротивлялись, но это оказалось бесполезно.
Местечко с начала 19 века являлось частью Васильковского уезда. Именно в этом уезде был расквартирован Черниговский полк, который в 1825-1826 годах принимал активное участие в восстание декабристов. Сохранились письма одного из руководителей восстания полковника Сергея Муравьева-Апостола отцу из Фастова в 20-х годах 19 века.
Возможно заезжал сюда и Оноре де Бальзак, который был женат на Элеоноре Ганской, имевший имение на Житомирщине. На Фастовщину пара приезжала к подруге Элеоноры Елизавете Браницкой-Воронцовой, имевшей здесь многочисленные имения. Именно ее мать в свое время и передала Фастов католическим епископам. На деньги этой семьи в начале 20 века будет построен собор Воздвижения Святого Креста, существующий и поныне.
Бывал в этих краях и Тарас Григорьевич Шевченко, который в 1846 году работал штатным художником в составе археологической комиссии.
В конце 19 века этот город станет местом жительства Николая Николаевича Бенардоса- украинского изобретателя греческого происхождения, создателя дуговой электросварки.
18-19 века Фастов был, по преимуществу, еврейским местечком, например, в середине 19 века здесь проживало 1500 православных, 500 католиков и почти 5500 иудеев, количество которых к началу 20 века выросло до 8000 человек. Еврейское население жило достаточно благополучно: занималось торговлей и ремеслом, в меньшей мере были наемными работниками.
Большую роль в судьбе Фастова сыграло открытие в 1870 году железнодорожного вокзала. Строил здание вокзала архитектор юго-западной железной дороги Куликовский В.И. (о нем я уже писала, см. статьи «Усадьба-монастырь» и «Райский сад»). Постепенно в городе открываются паровозное депо, завод по пропитке шпал, ряд кирпичных и кожевенных заводов, мыловарные мануфактуры.
Затем пришли события начала века. И власть снова стала меняться. В декабре 1918 года в Фастове был подписан договор об объединении Украинской Народной Республики и Западноукраинской Народной Республики в единое государство, двух государств, образовавшихся после крушения Российской и Австро-Венгерской империй. Правда, просуществовало оно меньше года, но для современной Украины это важное событие Новой истории.
Горожане достаточно покорно и миролюбиво встретили сначала Красную Армию, потом германцев и гетмана Скоропадского, потом петлюровцев. Но самыми страшными оказались белогвардейцы. Если предыдущие временщики просто обирали население, то при последних начались погромы, одни из самых страшных на Украине. Сохранились описания этих погромов в августе-сентябре 1919 года. Самое лицемерное было то, что первоначально казаки, вошедшие в город, взяли предложенный еврейской общиной выкуп, потом им еще собрали назначенную контрибуцию, а потом все равно начались насилия над женщинами, издевательства и массовые убийства еврейского населения. По очень примерным данным только за 4 дня начала сентября убили 600 человек, сожгли — 100, ранили — 315. А погромов за всю войну 12! Кого-то пытались спрятать русские соседи и это их спасло, кто-то пытался убежать из города, что часто не спасало обездоленных людей от смерти. К сожалению, вспоминают и о том, что к городу, во время погромов, подъезжали крестьяне окрестных сел с подводами в ожидании добычи. Было и такое.
Вообще приход деникинцев сопровождался возвращением помещиков, что вызывало рост недовольства среди окрестных крестьян. Не знаю, сколько раз власть менялась в Фастове, но в Киеве она в эти годы поменялась 14 раз! В 1920 году снова вернулась советская власть и наступило время определенности и стабильности.
В 1938 году Фастову был присвоен статус города. Город развивался и рос, пока не пришла война.
Немецкие танки вошли в Фастов уже в конце июля 1941 года. Частично я уже писала об этом периоде в статье о Буйко П.М. («Кто за кого»), создавшего четыре подпольные организации в районе. У фастовских подпольщиков в начале 1943 года было уже на счету 10 пущенных под откос вражеских железнодорожных эшелонов. Мобилизованный гитлеровцами в медицинскую комиссию, профессор П. М. Буйко, несмотря на строгий контроль гестапо, рискуя жизнью, освободил от отправки в Германию свыше 1000 человек.
А вот в отношении еврейского населения в Фастове и районе проводилась такая же политика, как и на других советских оккупированных территориях. Первыми были расстреляны 30 женщин- евреек, отправленных комендатурой на уборку картофеля в поле, расположенном вдоль дороги на село Дедовщина, недалеко от Томашовки. Потом это процесс стал набирать обороты. Было в Фастове и свое гетто для еврейских детей в здании средней школы №5. Всего за годы оккупации убито более 1000 человек.
Освобождение Фастова совпало с ходом Киевской наступательной операции осенью 1943 года. Особенностью фастовского эпизода было то, что взятие важного железнодорожного узла стало настоящим танковым сражением, в котором участвовали 3-я гвардейская танковая армия П. Рыбалко, 91-я отдельная танковая бригада полковника И. Якубовского, 7-ой гвардейский танковый корпус генерала-майора А. Панфилова и другие. С немецкой стороны, свежесформированная 25-я танковая дивизия генерала Адольфа фон Шелла, получившая категоричный приказ отстоять важный форпост на пути к Киеву. Фастов окончательно был взят нашей армией 13 ноября одновременно с Киевом.
В послевоенное время Фастов стал крупным промышленным и транспортным узлом. В 2016 году в нем проживало почти 50000 человек. В отличии от Сквира, в котором насчитывалось 18000 жителей.
Помню в Фастове всегда говорили на русском. Сегодня в этой части правобережной Украины стараются на русском не говорить.