Призрак замка Моррисвилль / Призрак Моррисвилля / Fantom Morrisvillu. Чехословакия, 1966. Режиссёр Борживой Земан. Сценаристы: Франтишек Влчек, Борживой Земан. Актеры: Олдржих Новый, Квета Фиалова, Яна Новакова, Вит Ольмер, Ярослав Марван, Вальдемар Матушка и др. В СССР – с 19 июня 1967. 22,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссёр Борживой Земан (1912-1991) поставил дюжину полнометражных игровых фильмов разных жанров («Мертвый среди живых», «Ангел в отпуске», «Гордая принцесса», «Жил-был король», «Очень грустная принцесса» и др.), однако самой известной его работой стал «Призрак замка Моррисвиль».
В этой блестящей пародии на детективы и мистические ленты действие происходит в таинственном замке Моррисвилль, по которому ночью бродит призрак…
Кинокритик Денис Горелов писал о «Призраке замка Моррисвиль» так: «Чешский луна-парк, месяцами гастролировавший в ЦПКиО, лабиринтом ужасов добивался схожего эффекта: шок, визг и хохот одновременно. На синтезе страха и смеха строился эмблемный эпизод «Призрака», в котором притаившийся за углом галереи злодей, заслышав шаги, заносил кинжал на уровне горла и пырял пустоту, потому что под рукой у него прошмыгивал злой карлик по своим карликовым делам. … Честное слово, когда на блондинку и шатенку с арфой в узилище начинал опускаться потолок, ломал арфу, гнул к полу, и лишь в последний миг сыщик выдергивал их наружу на ковре, прищемив подол платья, — то был аттракцион экстра-класса, настоящий луна-парк. И кусок парного мяса на лысине спящего эсквайра для приманки тигров. И гигантский тесак-секира из стены при легком нажатии на педаль. И банджо, обернувшееся дисковым пулеметом. И сам лысый призрак в капюшоне, более всего похожий на Смерть из бергмановской «Седьмой печати», а ни на какого не Фантомаса, как пытаются уверить справочники» (Горелов, 2019: 248-249). Горелов Д. Игра в пустяки, или «Золото Маккены» и еще 97 советских фильмов иностранного проката. М.: Флюид ФриФлай, 2019. 288 с.
Нынешние зрители также благосклонны к этой стильной пародии:
«Веселое, стильное, доброе кино с прекрасной музыкой. Замечательная, тонкая пародия на все расхожие штампы классических английских детективов (как литературных, так и кинематографических). Актерский состав великолепен, и все явно наслаждаются игрой. Вот уж воистину: лекарство от тоски и комедия на все времена!» (Тея).
«Пересмотрела «Призрака…» с огромным удовольствием! Интересно, что в школе этот фильм казался страшноватым, а сейчас воспринимается исключительно как приключенческая комедия с элементами пародии...» (Бирюза).
Александр Федоров, киновед