Часть 7.
- Тася, кто тебе разрешал брать игрушку из садика – спросила бабушка Ира внучку, забирая её из группы – Ты не первый раз так делаешь, так нельзя.
- Это моя игрушка… Мне тётя подарила – девочка хотела показать рукой на тётю, но её не было – она сказала, что это от мамы.
- Так… - начала злиться Ирина Сергеевна. – Завтра зайду к заведующей.
- Бабуль, она сказала, что у меня есть братик…
Бабушка молча взяла внучку за руку, и они пошли домой.
«Неужели Юля появилась? Вряд ли её пустили на территорию детского сада… Надо срочно поговорить с заведующей, с воспитателем бесполезно: она знает Юлю с детства».
Разные мысли крутились в голове у бабушки, она не слушала внучку, не замечала односельчан, которые с ней здоровались. Она думала только о «непутёвой маме» девочки.
Юля давно не появлялась. Ирина Сергеевна знала, она изредка приезжает домой, с ночёвкой не остаётся. Сестра её Ира родила и осталась здесь, пока никуда не уезжала. «Сколько сейчас её ребёнку?» - пыталась вспомнить Ирина Сергеевна.
Бабушка работала, внучка ходила в детский сад. Вечера они проводили вместе. Бабушке с каждым днём становилось тяжелее с девочкой. Тася игривая, бойкая, любила побегать и пошалить. Бабуля старалась занять её более спокойными развлечениями или мультиками, чтобы что-то сделать по дому или просто отдохнуть после работы. Случалось, девочка её раздражала, особенно когда начинала капризничать или проситься побегать за двор.
Взглянет иногда на Таисию бабушка и словно Юльку увидела… Похожа очень девочка на мать. Гнала от себя дурные мысли Ирина Сергеевна: маленькая внучка, сама на себя похожа…
Следующим утром бабушка направилась в кабинет заведующей. По дороге она встретила Иру в рабочих перчатках, с ведром извести в руках. Девушка немного изменилась, появились женственные черты, но всё равно Ирина Сергеевна её узнала.
- Что вы тут делаете? – обратилась она так к девушке, словно той нельзя здесь находиться.
- Здравствуйте. Работаю – я дворник. Мой сынок ходит в младшую группу – спокойно и вежливо ответила Ира.
- Это ты передаёшь Таисии игрушки? Кто тебе позволил? Зачем ты пудришь ей голову? – нервно задавала вопросы один за другим Ирина Сергеевна.
- А кто мне запрещал? Она моя племянница, ничего плохого я ей не сделала. Я ей рассказываю про маму, чтобы она знала, что она у неё есть. И мы у неё есть – не меняя интонации, сказала Ира.
- Вот как, ты не имеешь право! Подходить к детям… Ты не имеешь право подходить к Тасе! Ну ничего, я с этим разберусь, я сейчас же пойду к руководству…
Ира молча развернулась и пошла своей дорогой.
В кабинете заведующей у Ирины Сергеевны аж губы тряслись от волнения. Она доказывала, что посторонние не должны подходить, разговаривать и передавать что-либо детям. Говорила, что это не садик, а проходной двор, в конце просто потребовала уволить эту хамку…
Заведующая молча всё выслушала и ответила.
- Ира — сотрудница детского сада, прошла медкомиссию, предоставила все необходимые справки, она может работать в нашем учреждении. Она родственница вашей внучке? Никаких официальных запретов я не получала, чтобы не разрешать Ирине разговаривать с ребёнком. Она ответственный, порядочный, очень пунктуальный сотрудник, так что увольнять мне её не за что.
Свои семейные разногласия решайте вне стен детского сада.
- Я на вас жалобу напишу в район!
- Ваше право. А сейчас извините, у меня дел много.
Ирина Сергеевна неистовствовала, на работе просто с ума сходила. Как же быть дальше, ведь так и Юля может устроиться на работу в садик.
Конечно, с Ирой провели беседу. Теперь к девочке она старалась подходить тайком, если дарила игрушку, просила не показывать бабушке.
Ирина Сергеевна решила не испытывать судьбу. Посоветовавшись с сыном, заручившись обещанием, что он будет присылать деньги, карта, на которую приходили алименты и пособия была у него, мама приняла решение уволиться и забрать внучку из садика.
В пять лет Таисия перестала ходить в детский сад и проводила всё время с бабушкой…
После того как Юлю лишили родительских прав, она вернулась в город, вышла на работу. Она пыталась восстановить прежние знакомства, чтобы брать заказы на дом. Но вернуть старых клиенток оказалось сложнее, чем найти новую швею. Она старалась как могла.
Коллеги на работе ей сочувствовали, ведь все женщины, матери, каждая любит своего ребёнка. Некоторые помогали ей советами, рекомендовали юристов, критиковали бывшую свекровь Юли.
Юля бегала по юристам и спрашивала, что ей делать. Ей последовательно, чётко и понятно всё разъясняли… Только сейчас всё намного сложнее, сначала восстановиться в правах, потом решать вопрос о совместном проживании.
Обратный иск надо предъявлять на бывшего мужа, а Паша никогда не позволит восстановить её в правах…
Подруга на работе решила познакомить Юлю со своим приятелем, чтобы той было чуть легче…
- У него своя квартира, ты сможешь собирать на жильё или на нормальную съёмную квартиру отложить. Никто не отдаст тебе ребёнка в твою комнатушку с общей кухней. Ты не вороти носом, Васька - хороший человек, может, получится у вас всё.
Юля вначале была против, потом поняла, денег ей хватает только на алименты и квартиру. Если она возьмёт кредит, на адвоката, на обустройство места для ребёнка, то ей не останется даже на еду.
Она согласилась.
Василий оказалась хорошим человеком. Спокойный, приятный, очень воспитанный, немного нудный, но работящий и ответственный. Жил в собственной квартире, помогал родителям в деревне. Работал в автомастерской. Был женат один раз, но не срослось, в браке прожил всего полгода. Детей нет.
Юля ему понравилась, высокая, стройная, милая девушка. Общая подруга рассказала ему о проблеме девушки, он сочувствовал ей и подбадривал добрыми словами. Самой Юле было всё равно, особых чувств она не испытала к Василию. Ей казалось после Паши она уже не сможет влюбиться или хотя бы нормально относиться к мужчинам.
Они начали общаться. Василий ухаживал за Юлей очень сдержано, один раз пригласил в кафе, два раза прогуляться по городу. Всё это уже было… Юле было всё равно.
Через месяц Василий предложил девушке переехать к нему.
Жили нормально, не ругались, ничего не делили. Юля начала откладывать деньги. Василий искренне сочувствовал девушке, со знанием дела говорил, что нужно для того чтобы вернуть ребёнка. Сам то он чем мог помочь? Он родителям помогал в деревне.
- В первую очередь надо приобрести своё жильё, пусть даже в ипотеку. И только потом обращаться в суд или в опеку… куда там обращаются? У меня маленькая квартира однокомнатная, вряд ли это поможет делу… Важно, чтобы у ребёнка было отдельное пространство, комната и ещё много чего…
В таких делах лучше не торопиться, нужно подождать и хорошо подготовиться. Со временем всё появится, не волнуйся.
Он любил на эту тему рассуждать, читать статьи в интернете, приводить примеры. Он считал, что так поддерживает девушку, подбадривает. Любил поговорить и о своей работе, в основном жаловался, на то, что машины дорогие покупают, а на ремонте экономят, от этого в первую очередь страдает он.
Юля молча слушала, иногда поддакивала.
- Можно я швейную машинку привезу? – спросила она у него однажды. – Я могла бы и дома работать.
- Я не против. Только вечером хочется отдохнуть, тишины и покоя. У нас в сервисе постоянно шум, гам. Голова к вечеру чугунная.
Юля не стала привозить машинку, задерживалась на работе.
Другая подруга рекомендовала ей устроиться на работу вахтой.
- Швеи, там вряд ли кому нужны. Но тебе какая разница, лишь бы денег заработать? – она протянула Юле визитку агентства, которое занималось подбором персонала для работы в столице и на Севере.
Юля недолго думала. После очередного вечернего рассказа о новом внедорожнике и их владельцах, она сообщила, что скоро уедет. Василий отреагировал ровно.
- Да, это может поправить твоё положение гораздо быстрее… Там зарплаты другие, но и работать надо! Вот у меня один знакомый уехал в Москву… - и Василий затянул рассказ о приятеле, своего друга, который уехал, а потом вернулся и т.д.
Это длилось до глубокой ночи…
Утром он ушёл на работу, а Юля собрала свои вещи и покинула квартиру. Как будто и не жили вместе несколько месяцев.
Навестив родню в посёлке, оставив лишнее, она уехала в Москву. За два года приезжала лишь раз. Пыталась навестить дочь, но бабушка сказала, что Тася уехала к папе. Она переводила деньги сестре просила купить что-нибудь дочери. Естественно, её подарки не принимались, не принималось и то, что Ира дарила от себя.
Когда Тася перестала ходить в детский сад, родственники перестали видеть девочку совсем. Бабушка редко выходила с внучкой за двор. Только в магазин, или на автобус, съездить в город. Сам ребёнок играл исключительно с детьми, которые жили рядом, но такое случалось по выходным, в другие дни дети ходили в школу и детский сад.
- Бабушка, а почему мама меня бросила? – спрашивала иногда девочка.
- Она с рождения тебя бросала – отвечала бабуля, отрываясь от книги или домашних дел.
- Она плохая? – продолжала Тася. Бабушка вяло пожимала плечами. – А папа? Почему меня папа бросил?
- Ну что ты говоришь? – оживала бабушка Ира. – Папа работает, он зарабатывает деньги. Он ведь приезжал… - тут Ирина Сергеевна задумалась, пытаясь вспомнить, когда приезжал Павел.
Он звонил теперь в лучшем случае раз в неделю. Переводы, стали редкими. Мама решила, что у сына трудности, ему нужнее. Пока им с внучкой хватало, её небольших накоплений, поэтому она не звонила и не просила у него
Много им надо на двоих? Макароны, картошка, сосиски… Когда ездили в город, покупать одежду или погулять в парке, бабушка покупала внучке мороженое, газировку, сладости – всё то что так нравится детям. Но старалась не злоупотреблять вредными продуктами, чтобы девочка росла здоровая.
Бабушка много читала внучке. Когда села с Тасей дома научила её читать. Девочка с удовольствием читала бабушке по слогам или пересказывала прочитанное. Они всегда были вместе почти никогда не расставались.
Постепенно, шустрая, весёлая девочка становилась тихой, застенчивой, спокойной, замкнутой.
Скоро и Павел приехал. На дорогой машине, с подарками, игрушками со своей новой избранницей. Он непременно хотел познакомить её со своей мамой и дочкой, показать дом, родной посёлок. Он не отходил от своей любимой ни на шаг, очень переживал, что ей будет некомфортно в селе, она ведь привыкла к другим условиям.
Его избранницу звали Анна, ей всего 39. Она никогда не была замужем и у неё не было детей. Зато она была вторым человеком в большой компании, занимала высокую должность, имела собственную роскошную квартиру в Ростове, Анапе и ещё в двух городах, куда любила ездить отдыхать.
Именно её Павел разглядел в праздной толпе. Все были парами за её столом, а она одна… Её всегда приглашали мужчины на танцы, разные мужчины. Анна много пила, от души веселилась, была груба с официантами.
Павел просто не знал, как подойти к такой женщине. В тот вечер, всё своё обаяние и шарм Павел направил на Анну. Только хорошо подвыпив она обратила на него внимание, хотя официантка несколько раз передавала ей «комплименты» от молодого поклонника. Самому Павлу нельзя было – он на работе. Он как настоящий мужчина добился своего, в конце вечера Анна передала ему свой телефон, через официантку.
На следующий день она и не вспомнила этого мальчишку. Анна выглядела и считала себя старше своего возраста, поэтому 27-летний Павел был для неё юнцом.
Она долго пыталась отделаться от него, но Павел был страстно влюблён. Задаривал Анну цветами, писал красивые сообщения, приглашал на свидания, делал романтические сюрпризы. В итоге женщина сдалась и решила поиграть с мальчиком. Но игра затянулась, понравилась ей. Через полгода ухаживаний Павел переехал в её квартиру.
Он сразу рассказал ей про свой неудачный первый брак, про дочку, которая живёт с бабушкой, т.к. её мама оказалась никудышней, к тому же пьющей.
Через три месяца он сделал ей предложение, Анна только рассмеялась ему в лицо. Это не оскорбило Павла и не остановило. Он так же был влюблён и продолжал ухаживать за любимой. Ещё через три месяца пригласил любимую к себе домой, чтобы познакомить с мамой и дочкой.
И ещё раз доказать серьёзность своих намерений…
Продолжение ________________