Найти тему
Ты и Яблоки

Синдром Бонни и Клайда... или гибристофилия?

Если ознакомится с биографией парочки гангстеров, то станет очевидно то, что их взаимоотношения никоим образом не являлись проявлением гибристофилии. Фактически, вся история Бонни и Клайда может быть сведена к избитому клише – «вдвоем против целого мира». И какая же пара является олицетворением этого клише? Конечно же, Ромео и Джульетта.

Образы Бонни Паркер и Клайда Бэрроу, известных американских гангстеров времен Великой депрессии, по сей день не дают покоя не только создателям фильмов, писателям, любителям трагичных драм, «покорила» эта пара и психологов. Именами этих, в общем-то не особенно удачливых преступников, назвали одно из патологических расстройств личности – гибристофилию (hybristophilia). Впрочем, термин «синдром Бонни и Клайда» является популярным, разговорным и литературным названием, а не научным наименованием.

Патология, говоря простыми словами, выражается в том, что человек (как правило, женщина), желает видеть своим партнером преступника. При этом кому-то достаточно «благородного Робина Гуда», а кто-то фантазирует о «ночном сталкере» или даже начинает публичное поклонение, то есть посвящает преступнику свое творчество или исследования, организует фан-клуб. Немало и тех, кто ищет среди заключенных подобие «киношных» маньяков.

Конечно же, гибристофилию активно изучают, поскольку тема интересна и «материала» для исследований полно, достаточно заглянуть в любую социальную сеть. Однако, практически все труды известных западных психологов посвящены поиску причин, из-за которых формируется патология, почти никто не изучает это расстройство, как явление и уж тем более никто не рассматривает соответствие популярного и научного терминов друг другу.

-2

Впрочем, причины появления таких специфических предпочтений тоже интересны. Что любопытно, не все исследователи ищут корни проблемы, занимаясь психоанализом конкретных людей. Например, Оги Огаса и Саи Гадаяма провели необычное исследование, а основываясь на полученных результатах выпустили книгу «Миллиард злых мыслей». Рассуждения авторов базируются на статистике специфических запросов в поисковиках.

Огаса – известный на Западе нейробиолог, преподающий в Гарварде и являющийся частым гостем всевозможных телешоу.

Гадаяма – философ, зарабатывающий на жизнь исследованиями в сфере гражданского строительства и инженерией водных ресурсов. Трудится он в Индийском технологическом институте Тирупати.

Хоть оба автора и не являются профессиональными психологами, но профанами в этой сфере их назвать нельзя. И что же исследователи сочли причиной развития гибристофилии? Фильмы, книги, песни и прочие произведения, в основе сюжета которых лежат отношения женщин с доминирующими, наделенными властью, силой, умеющими решать проблемы и не считающимися с правилами, мужчинами. Причем такой персонаж-мужчина может и не быть преступником, например, стандартный герой телефильмов, спецагент или полицейский, наделены властью, применяют оружие и спасают красотку, попавшую в сложную ситуацию, нарушая при этом немало правил.

Иными словами, склонные к патологии просто ищут доминирующего партнера, а кто в реальной жизни способен доминировать сильнее, чем опасный преступник?

Леон Зельцер, популярный на Западе психолог, фактически согласен с мнением парочки исследователей-любителей. Он объясняет тягу к злодеям специфическими особенностями эволюции. Зельцер считает, что в современном обществе опасные преступники (например, убийцы) – это «высшие» альфа-самцы, они не подчиняются обществу, а стоят над ним, устанавливают собственные законы, правила.

-3

Что же касается менее экстравагантных объяснений появления и развития патологии, то, согласно исследованиям Кэтрин Рамсленд, причин этого расстройства довольно-таки мало, причем они весьма банальны.

Кэтрин Рамсленд – профессор кафедры судебной психологии в университете Десалеса (DSU), расположенного в Сентер-Вейли, в штате Пенсильвания. Профессор переодически проводит публичные лекции и семинары, в том числе и в формате «онлайн».

К причинам появления и развития синдрома Бонни и Клайда Кэтрин Рамсленд относит следующее:

· низкая самооценка;

· отсутствие отца в семье;

· вера в «преобразующую силу любви», в способность изменить суть другого человека;

· желание «спасать и воспитывать», то есть «синдром матери»;

· стремление получить внимание, например, попасть в СМИ;

· корысть, попытка получить выгоду из связи с преступником, давая интервью, публикуя переписку или используя иные возможности.

Но самая главная причина, по мнению психолога, в том, что заключенный преступник – «идеальный мужчина» для современной, самостоятельно зарабатывающей и живущей скучной жизнью, женщины. Она всегда знает, где он и чем занят. Он ей не мешает. Ему не нужно готовить, стирать, убирать. Не требуется согласовывать с ним свои планы. То есть, патологичные отношения – это безупречная романтическая фантазия, не доставляющая дискомфорта, неудобств или проблем.

-4

Однако, если размышлять о соответствии научного определения патологии (гибристофилии) и разговорного популярного названия (синдром Бонни и Клайда), то нельзя не заметить один нюанс. Психологами анализируется и обсуждается тяга обыкновенных, ничем не примечательных и в целом законопослушных женщин к уже пойманным и осужденным преступникам.

Но ведь Бонни Паркер не была поклонницей Клайда Бэрроу или же его «женой по переписке». Она была напарницей и, возможно, музой, вдохновительницей, а также являлась полноправным членом их банды, участвовала в ограблениях. И уж тем более нельзя заподозрить у этой молодой женщины низкую самооценку, ведь она не только училась «на отлично», но и без раздумий развелась с опостылевшим первым супругом (а ведь на дворе стояли 30-е годы и был разгар Великой депрессии). Да и Клайд до их знакомства вовсе не был «звездным преступником».

-5

Соответственно, если поразмышлять на эту тему и ознакомится с биографией парочки гангстеров, то станет очевидно то, что их взаимоотношения никоим образом не являлись проявлением гибристофилии. Фактически, вся история Бонни и Клайда может быть сведена к избитому клише – «вдвоем против целого мира». И какая же пара является олицетворением этого клише? Конечно же, Ромео и Джульетта.

«Нет повести печальнее на свете…» - услышав эти, знакомые каждому школьнику слова, многие настраиваются на историю о несчастной любви пары подростков, закончившуюся трагедией по вине взрослых. Между тем, нельзя игнорировать тот факт, что Ромео насмерть заколол Тибальта, за что и был изгнан из Вероны. То есть, он являлся осужденным убийцей, что нисколько не смущало Джульетту, даже наоборот, укрепило ее любовь.

Можно ли считать шекспировскую «вечную историю любви» проявлением гибристофилии или нет, вопрос интересный и заслуживающий отдельного обсуждения. Но неоспоримо то, что «девочки любят плохих мальчиков», причем так было всегда и так будет.

-6

Соответственно, вряд ли стоит воспринимать популярный термин «синдром Бонни и Клайда» в качестве общепринятого «второго» названия гибристофилии. Этот термин имеет более широкий и глубокий смысл, который профессиональные психологи еще не осознали. Фактически, синдром Бонни и Клайда – это предвестник гибристофилии, «первый звоночек», за которым может и ничего не последовать.

Желание «вечной настоящей и яркой любви», жизни необыкновенной, наполненной не рутиной, а экстримом, стремление испытать незабываемые чувства и побывать «на грани», возможность ощутить «романтику с большой дороги» — все это, как и многое другое, вполне можно отнести к причинам формирования синдрома Бонни и Клайда. То есть, обыденность, скука, несоответствие фантазий, желаний, представлений реальности – почва, на которой дают всходы семена этого синдрома. Формируется специфическое психологическое состояние, которое не является патологичным, но вполне может трансформироваться в гибристофилию. Впрочем, оно же может стать прочным фундаментом для любви к детективным сериалам или каких-либо специфических хобби.

#психология #гибристофилия #синдром_бонни_и_клайда #ты_и_яблоки #сам_себе_психолог #домашняя_психология #поведение