Найти в Дзене
Энциклопедия по НДПИ

Очевидные ошибки законодателя не исправляются по правилам п. 7 ст. 3 НК РФ (дело о конденсате)

В 2012 году законодатель изменил налоговую ставку по НДПИ для газового конденсата. Точнее он изменил тип ставки: с адвалорной на специфическую. Но при этом законодатель не поправил ст. 343 Налогового кодекса РФ, определяющую порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых. В результате между нормами НК РФ возникла рассогласованность: твердая рублевая ставка по конденсату не могла быть применена к налоговой базе, также выраженной в рублях. Попробуйте начислить налог по ставке 556 руб. за тонну на базу в размере 10 млн руб. Одна из газовых компаний, для которой изменение ставки дало очень сильный рост НДПИ, решила, что такая рассогласованность дает ей право платить в 2012 году НДПИ по старым правилам. Это спровоцировало налоговый спор, по которому в итоге пришлось высказаться Конституционному Суду РФ. В своем определение от 16.07.2013 г. № 1173-О КС РФ сформулировал крайне интересный подход к разрешению таких коллизий: …некоторая неточность юридико-технического характера

В 2012 году законодатель изменил налоговую ставку по НДПИ для газового конденсата. Точнее он изменил тип ставки: с адвалорной на специфическую. Но при этом законодатель не поправил ст. 343 Налогового кодекса РФ, определяющую порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых. В результате между нормами НК РФ возникла рассогласованность: твердая рублевая ставка по конденсату не могла быть применена к налоговой базе, также выраженной в рублях. Попробуйте начислить налог по ставке 556 руб. за тонну на базу в размере 10 млн руб.

Одна из газовых компаний, для которой изменение ставки дало очень сильный рост НДПИ, решила, что такая рассогласованность дает ей право платить в 2012 году НДПИ по старым правилам. Это спровоцировало налоговый спор, по которому в итоге пришлось высказаться Конституционному Суду РФ.

В своем определение от 16.07.2013 г. № 1173-О КС РФ сформулировал крайне интересный подход к разрешению таких коллизий:

…некоторая неточность юридико-технического характера, допущенная законодателем при формулировании законоположения, хотя и затрудняет уяснение его действительного смысла, однако не дает оснований для вывода о том, что оно является неопределенным, расплывчатым, не содержащим четких стандартов и, следовательно, не отвечающим принципам налогового законодательства в правовом государстве, как они закреплены в Конституции Российской Федерации. Подобные неясности, выявляемые в процессе применения налоговых норм в конкретных правовых ситуациях, устраняются путем толкования этих норм правоприменительными органами, в том числе судами.
Отсутствие согласованности между подпунктом 10 пункта 2 статьи 342 и пунктами 2 статьи 338 и пунктами 1 статьи 343 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствует правильному уяснению содержания налоговой обязанности, поскольку подпункт 10 пункта 2 статьи 342, по сути, установил в отношении газового конденсата специальную норму, изменяющую общий порядок определения налоговой базы и исчисления суммы налога, закрепленный пунктом 2 статьи 338 и пунктом 1 статьи 343.
Исходя из этого Министерство финансов Российской Федерации, которое в силу статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномочено давать письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, разъяснило, что при исчислении налога на добычу полезных ископаемых налоговая база в отношении газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытого полезного ископаемого (письмо от 31 мая 2012 года № 03-06-0501/66)…

Говоря простым языком, КС РФ сказал, что иногда налогоплательщик должен догадываться, что хотел сказать законодатель. К сожалению, четкого критерия, который определяет степень догадливости, которой должен обладать налогоплательщик, Суд не создал. Чего стоит формула «неточность закона затрудняет уяснение действительного его смысла, однако он не является неопределенным, расплывчатым». На наш взгляд, пользоваться этой формулой невозможно. А вот если бы Суд сказал, что «неточность закона затрудняет уяснение действительного его смысла, ДЕЛАЯ ЕГО неопределенным, расплывчатым», то это был бы критерий, применимый в будущих аналогичных спорах.

Но больше всего настораживает ссылка на письмо Минфина. Ее можно истолковать следующим образом: как Минфин разъяснил, так и правильно. Хотя даже сам Минфин частенько пишет, что его разъяснения не являются обязательными для налогоплательщиков.

До 01.09.2022 щебень нельзя было облагать НДПИ