Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Хорошенькое дельце / La Belle affaire. Франция, 1973

Хорошенькое дельце / La Belle affaire. Франция, 1973. Режиссёр Жак Беснар. Сценаристы: Андре Клер, Робер Тома. Актеры: Мишель Серро, Рози Варт, Мишель Галабрю и др. В СССР – с 27 мая 1974 (по другим данным – с декабря 1974). 23,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссёр Жак Беснар (1929-2013) снимал в основном развлекательные фильмы и сериалы («Ресторан господина Септима», «Хорошенькое дельце», «Прекрасная англичанка», «Возвращение Арсена Люпена» и др.).

В криминальной комедии «Хорошенькое дельце» наркоторговцы устраивают «камеру хранения» в кафе, владельцы которого поначалу ни о чем не подозревают…

В год выхода этой ленты во всесоюзный прокат кинокритик и литератор Нина Толченова писала в «Спутнике кинозрителя» так: «Будучи откровенной пародией на гангстерский фильм, «Хорошенькое дельце», к сожалению, все же, пожалуй, слишком уж изобилует смертями и убийствами, хотя картине никак нельзя отказать в остроумии. Я не любительница подобных, слишком уж «острых» сюжетов; мне лично в этом типично французском фильме больше всего по душе отточенная, поистине мастерская игра актеров, с неподражаемым юмором изображающих незадачливую, но очень дружную супружескую пару» (Толченова, 1974: 22). Толченова Н. Хорошенькое дельце // Спутник кинозрителя. 1974. № 12. С. 22.

Кинокритик Валентин Михалкович (1937-2006), анализируя «Хорошеньком дельце», напоминал читателям: «В детективе разработано уже множество сюжетных схем. Из них можно было бы составить нечто вроде детективной талины Менделеева. Из такой — воображаемой — таблицы Жак Беснар, режиссер «Хорошенького дельца», выбрал схему устоявшуюся, традиционную, которою изобрел в конце 20-х годов американский писатель Дэшиэл Хэммет в романе «Красная жатва». Схема эта состоит в том, что один человек оказывается между двумя бандами, провоцирует стычки между ними, стычки становятся все более решительными и результативными, наконец происходит финальное кровопролитие, в котором взаимоуничтожаются все, кто еще не был добит, и на поле боя остается единственный уцелевший герой-одиночка. У Жака Беснара нет горьких paздумий Хэммета о внутреннем, «духовном» родстве гангстеризма и фашизма. Создатель «Хорошенького дельца» будто доброжелательно похлопывает по плечу своего героя: «Ну, давай, отмочи еще что-нибудь!» (Михалкович, 1976). Михалкович В. Хорошенькое дельце // На экранах мира. Вып. 6. М.: Искусство, 1976.

Некоторым зрителям «Хорошенькое дельце» нравится до сих пор:

«Замечательный фильм в лучшей французской традиции, прекрасная криминальная комедия, конкурентоспособная и сегодня» (Фред 2013).

Александр Федоров, киновед