Символика медведя в человеческой культуре всегда была двойственной (впрочем, как и символика любого другого животного). С одной стороны медведь выступал символом силы и могущества, а с другой - воплощением бессмысленной ярости, глупости, грубости и неуклюжести. Всё это нашло отражение в человеческой речи - именах, названиях, поговорках и крылатых выражениях. Давайте же вспомним некоторые из них...
(Напоминаю, что ссылки на другие статьи, посвящённые "медвежьей" символике, вы можете найти прямо под текстом этой).
Арктика
Начнём с того, что «арктос» по-гречески значит «медведь».
Однако, не спешите связывать название северного околополярного района с обитающими там белыми медведями. Древние греки имели в виду зверей небесных — а именно созвездия Большой и Малой Медведиц.
Во-первых, с их помощью на небе находили Полярную звезду. Как известно, она находится вблизи центра, вокруг которого вращаются остальные звёзды. Поэтому для наблюдателя с Земли Полярная звезда кажется практически неподвижной и служит хорошим ориентиром направления на север. Недаром она долгое время играла для странников роль некоего компаса.
Также греки знали, что, чем дальше движешься на север, тем выше над головой поднимается Большая Медведица. Недаром на флаге самого северного штата США — Аляски — мы можем увидеть и Полярную звезду, и т.н. «ковш» Большой Медведицы.
Что касается названия южной околополярной области – «Антарктика», то здесь всё проще — оно означает «Анти-Арктика».
Имена
Считается, что "медвежий" корень присутствует и в кельтском имени "Артур", которое лучше всего "пропиарил" легендарный король Британии. Впрочем, единого мнения по этому поводу нет. Одни полагают, что имя происходит от кельтского слова Artos, означающего «медведь». Другие - что от сочетания Arto+uiros (медведь + человек). Третьи - ищут истоки в названии римского клана Artorius.
Насчёт происхождения женского имени "Урсула" такие споры не ведутся, ибо на латыни слово Ursula прямо означает "медведица". Кстати, в зоологической систематике семейство медвежьих называется похоже - Ursidae.
Всё ясно и со скандинавским именем "Бьорн", которое буквально значит медведь. Недаром похожим именем "Беорн" Толкин наградил человека-оборотня сказки "Хоббит", способного принимать медвежий облик.
«— Если хотите знать больше, могу сказать, что его зовут Беорн. Он очень сильный и меняет шкуры.
— Что? Скорняк? Который делает кролика «под котик», если из него плохо получается белка? — спросил Бильбо.
— Силы небесные! Да нет же, нет, нет, нет! — сказал Гэндальф. — Постарайтесь поумнеть, господин Торбинс, и ради всех чудес не упоминайте слово «скорняк» в пределах сотни миль от его дома. А также не советую вам произносить такие слова, как «мех, меховой воротник, шуба, палантин, муфта»… и тому подобное! Он — Оборотень, он меняет шкуру. Он становится то огромным черным медведем, то громадным черноволосым человеком с большими руками и пышной бородой. Больше я вам пока ничего не скажу, этого хватит. Одни говорят, что он — медведь из великого древнего рода Черных Медведей, которые жили в горах, пока туда не пришли великаны. Другие считают его Человеком, потомком первых людей, изгнанных Смогом и другими драконами с удобных земель еще до того, как гоблины поселились в северных горах. Я точно не знаю, но, по-моему, вторая история больше похожа на правду. Ему самому такие вопросы задавать опасно...».
Как ни странно, в нашей культуре к образу медведя накрепко прикреились прозвища "Миша", "Мишка", "Мишутка", или уважительное "Михаил Потапыч. При том, что слово "Михаил" к медведю никакого отношения не имеет. Это еврейское имя, которое на иврите звучит, как «Микаэль» и означает «Кто как Бог».
Евгений Шаульский «Король, олух, мишка: откуда взялись эти слова»:
https://arzamas.academy/materials/687?fbclid=IwAR1CtNBTkJzPJVQ2hbh0C4reDci7IBjFzBDWJOIFZUOX-AZ9Q_Asxs8DIhQ
«По мнению ученых, оно (прозвище мелдведя - «Мишка» - С.К.) появилось на основе древнерусского «мечька»/ «мешька» — «медведь». В дальнейшем это слово в русском языке было утрачено (хотя по-болгарски медведь и сейчас называется «мечка»), а медведя стали иногда называть полной формой имени — Михаил, Михайло, порой даже с добавлением отчества — Иванович или Потапович».
Берсерк
Кстати, Беорн из "Хоббита" - это явная отсылка к вполне реальным древнескандинавским берсеркам. Так в скандинавских сагах называли воинов, которые отличались в бою особой яростью и одержимостью. В этот момент они как бы психологически перевоплощались в дикого зверя, облачались в медвежьи шкуры и шли на врага, не испытывая не малейшего страха. Недаром считается, что слово "берсерк" переводится с древнескандинавского, как "медвежья рубашка". Впрочем, подобные воины могли представлять себя и другими животными - например, волками.
Сага Торбьёрна Хорнклови о победе короля Харальда Прекрасноволосого в битве при Хаврсфьорде (около 872 года):
«Берсерки, облаченные в медвежьи шкуры, рычали, потрясали мечами, кусали в ярости край своего щита и бросались на своих врагов. Они были одержимы и не чувствовали боли, даже если их поражало копье. Когда битва была выиграна, воины падали без сил и погружались в глубокий сон».
Снорри Стурлусон «Сага об Инглингах» (XIII в.):
«…и его воины бросались в бой без кольчуги, ярились, как бешеные собаки или волки, кусали свои щиты, и были сильными, как медведи или быки. Они убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда».
Любопытно, что в мирное время подобные "психи" не пользовались у викингов особой популярностью. Работать берсерки не хотели, предпочитая грабить, насиловать и убивать - в том числе и своих земляков.
Город Берн
Хотя многие лингвисты и убеждены, что название швейцарской столицы содержит иной корень, чем немецкое слово «Bar» («медведь»), народная молва с этим не согласна. Что и отображено на гербе города, а также в сопроводительной легенде.
Согласно последней, основатель Берна — Бертольд фон Церинген — герцог и заядлый охотник — решил назвать город именем первого зверя, которого убьёт в окрестных лесах. Судя по результату, медведи в Швейцарии XII века были ещё в изобилии…
Похожей легендой объясняют и появление Топтыгина на гербе Ярославля, где зверь, «стоячи, держит в левой лапе золотую секиру». На этот раз с медведем столкнулся Ярослав Мудрый — правда, не по своей воле. Медведица сама напала на князя в дремучих лесах вдоль Волги, но тот изловчился и ударил зверя топором. Считается, что именно в память об этом происшествии Ярослав построил на месте нападения часовню, а позже основал город. Интересно, что рядом располагалось селение с красноречивым названием «Медвежий Угол».
«Медвежий угол»
Так как медведи по улицам ходят нечасто, а больше прячутся в дремучих лесах, то и выражение «Медвежий угол» стало со временем означать глухое захолустье — вдалеке от бурного течения жизни. Особую популярность выражение приобрело после одноименного рассказа П. И. Мельникова-Печерского:
«В Зимогорской губернии есть уездный город Чубаров — глушь страшная. Тому городу другого имени нет, как Медвежий Угол».
«Сосать лапу»
Конечно, чтобы пережить зимовку медведю совершенно не нужно ничего сосать. Накопленный за лето, подкожный жир прекрасно перерабатывается в организме и без посторонних манипуляций.
Несмотря на свою ненаучность, выражение сохранилось по сей день. Но, если пословица, записанная в «Словаре Даля», гласит: «Медведь одну лапу сосёт, да всю зиму сыт живёт», то современное выражение «сосать лапу» означает, напротив — жизнь впроголодь.
Анекдоты:
Проголосовали за любителей меда? Готовьтесь сосать лапу!
Очень чистоплотный медведь сосёт лапу через пакет.
Когда на опытного бойскаута напал медведь, тот не растерялся, начал сосать медведю лапу и усыпил его.
«Водить за нос»
Для того, чтобы легче управлять ручным медведем, поводыри продевали кольцо в одно из самых болезненных мест зверя — его нос. За который зверя и водили, одновременно соблазняя подачками за выполнение разных фокусов. В результате, выражение «Водить за нос» стало означать «обманывать, манипулировать, не выполнять обещанного».
Впрочем, нос человека — тоже орган довольно хрупкий. Достаточно вспомнить лица боксёров или жестокую школьную забаву — «сливку», когда крутили пальцами кончик чужого носа…
Ф. М. Достоевский «Бесы»:
«Один из почтеннейших старшин нашего клуба, Павел Павлович Гаганов, человек пожилой и даже заслуженный, взял невинную привычку ко всякому слову с азартом приговаривать: «Нет-с, меня не проведут за нос!» Оно и пусть бы. Но однажды в клубе, когда он, по какому-то горячему поводу, проговорил этот афоризм собравшейся около него кучке клубных посетителей, Николай Всеволодович, стоявший в стороне один и к которому никто и не обращался, вдруг подошел к Павлу Павловичу, неожиданно, но крепко ухватил его за нос двумя пальцами и успел протянуть за собою по зале два-три шага».
«Медведь на ухо наступил…»
Так как медведь зверь тяжёлый, да к тому же не очень мелодичный, данное выражение стали употреблять по отношению к людям, напрочь лишённым музыкального слуха.
Сергей Аксёненко «Музыка Медвежьих Ушей»:
…На уши наступают —
И Музыка уходит из мира,
Но из костей медведей
Делают лиры.
И музыка соседей
Входит в наши квартиры…
Фоном для Музыки —
только апрель,
Ритмика леса,
Небо глядело в оконную щель
Синью небесной
И щебетало…
но полночь спустилась —
Выпали зубы —
Музыка — молодость — флейта затихла…
Всхлипнули трубы…
«Делить шкуру неубитого медведя»
Поговорка вошла в наш обиход после перевода на русский язык басни «Медведь и два охотника» французского писателя XVII века — Лафонтена. Герои басни — самонадеянные охотники, которые взяли задаток за шкуру ещё неубитого медведя, на эти деньги выпили, закусили, а потом с лёгким сердцем отправились в лес. Однако, в результате, сами чуть не пали от медвежьих лап…
«Товарищ у него спросил:
«Скажи, что на ухо тебе он говорил?»
— Что по порядку должно
Медведя наперёд убить.
А после этого уж можно
И мех продать и пить».
Выражение «Делить шкуру неубитого медведя» обычно употребляют в смысле «строить ни на чём необоснованные расчёты» или «рассуждать о выгодах ещё нереализованного плана».
«Медвежья услуга»
Свои истоки это выражение тоже берёт в басне Лафонтена, известной в переложении Ивана Крылова, как «Пустынник и Медведь».
Тут надо сказать, что многие христианские отшельники действительно с медведями ладили. Например, Серафим Саровский в период своего отшельничества в лесу крепко сдружился с одним Топтыгиным. Зверь часто приходил к жилищу отшельника, а тот его кормил — прямо с рук…
Так вот… Герои басни Крылова тоже были закадычными друзьями, пока Медведь не решил отогнать от спящего Пустынника мух.
Вот Мишенька, не говоря ни слова,
Увесистый булыжник в лапы сгреб,
Присел на корточки, не переводит духу,
Сам думает: «Молчи ж, уж я тебя, воструху!»
И, у друга на лбу подкарауля муху,
Что силы есть — хвать друга камнем в лоб!
Нетрудно догадаться, что «Медвежья услуга» означает такую услугу, от которой больше вреда, чем пользы. Или, как написано в той же басне: «Услужливый дурак опаснее врага».
«Медвежатник»
На воровском жаргоне «медвежатником» называют специалиста, занимающегося вскрытием сейфов и замком. Сегодня, когда от взломщика замков, требуется филигранность, чуткий слух и ловкие пальцы, трудно понять, почему эту утончённую «специальность» стали ассоциировать с неуклюжим медведем. А всё дело в том, что раньше сейфы не были столь совершенны, и для их открытия требовалась недюжинная «медвежья» сила.
Михаил Суханинский «Взлом сейфов на языке «блатной фени»»:
«Склепанные швы сейфа шпаклевались и закрашивались, что позволяло им иметь вид монолитного изделия. Мощные удары кувалдой по определенным местам сейфа, позволяют создать движение листов металла относительно тех, с которыми они соединены клепками, в результате чего клепки срезаются, и сейф разваливается на составные части».
По другой версии, название «медвежатник» могло произойти и от воровского Г-образного крюка «медведка», которым вскрывали сувальдные замки. Правда, и в этом случае сила была не лишней.
***
Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями...
И ЕЩЁ! Желающие поддержать мой канал (а в нынешнее время это немаловажно) могут сделать это ЗДЕСЬ.
Автор: Сергей Курий