Рассказываем о судьбе одной из первых советских рабочих газет
Первый номер "Гудка" увидел свет 23 декабря 1917 года. Состоял он всего из восьми страниц. Выпуск был набран по правилам дореволюционной грамматики (когда сохранялась буква "ять" в конце некоторых слов). Читали его преимущественно делегаты Всероссийского съезда мастеровых и рабочих железных дорог.
Популярность "Гудка" росла очень быстро — уже к 1920 году новые номера выпускались ежедневно. Авторы и журналисты уделяли внимание вопросам культуры, общества, политики. Но в приоритете оставались новости с железных дорог — например, рассказывали, как прошёл запуск локомотива "Феликс Дзержинский". По номерам газеты можно собрать полную историю возведения Байкало-Амурской магистрали.
Речи наркомов и министров в "Гудке" намеренно не редактировали, чтобы до читателя доходил настоящий живой голос. Во время Великой Отечественной войны публиковали заметки с фронта, а позже — редкие литературные произведения, которые в других газетах не проходили цензуру. Благодаря этому издание заслужило особое отношение. На страницах выпусков можно было встретить работы Булгакова, Зощенко, Романова, Ильфа и Петрова. Последние, очевидно, питали к газете особенную любовь. Здание "Гудка" в Москве, на Старой Басманной, обнаружилось в романе "Двенадцать стульев" и было описано крайне точно.
В 1958 году газету наградили орденом Трудового Красного Знамени в честь выхода 10-тысячного номера. В правительственном постановлении отметили важную организаторскую и пропагандистскую роль "Гудка" в успешной работе отрасли.
Помимо основного издания выходили приложения: "Смехач" (1924-1928), иллюстрированный ежемесячник "30 дней" (1925-1941), а также "Красный журнал" (1924-1925). В них отражался дух того времени: от остросатирических фельетонов до частушек. Также выпускались журнал "Пульт управления" и газета "Гудок-1520" для стран СНГ.
Повлиять на работу издательства не смогли ни кризисы, ни войны, ни даже время. "Гудок" перешёл в цифровое пространство, как множество других уважаемых вестников, и по-прежнему остается одним из самых популярных источников новостей для работников железной дороги.
#ржд #железная дорога #гудок #газета #история