США: Американский стартап CO2Rail совместно со специалистами из Массачусетского технологического института, британского университета Шеффилда и канадского университета Торонто работают над созданием технологии Rail Direct Air Capture для улавливания CO2 из воздуха. Технологию планируется применить на модернизированном для этих целей вагоне-цистерне. Первые прототипы разработчики хотят представить в 2023 году.
Вагон для улавливания углекислого газа предполагается оснастить двумя воздухосборниками, установленными на крыше спереди и сзади, и аккумуляторными батареями, расположенными снизу и накапливающими энергию рекуперативного торможения. Его внутреннее пространство будет на 85% состоять из камеры для воздуха и на 15% из резервуара для хранения CO2 вместительностью 15 т.
Процесс улавливания углекислого газа должен происходить следующим образом. Воздухосборник, расположенный спереди, будет поглощать воздух вместе CO2 и накапливать его в камеру. В зависимости от скорости поезда, процесс наполнения камеры может занимать от 45 минут до 1,5 часов. После того, как камера наполнилась, она закрывается люками и начинается процесс десорбции CO2 из воздуха, в результате которого углекислый газ приобретает жидкое состояние и накапливается в резервуаре, а чистый воздух выходит из заднего воздухосборника. Разработчики заявляют, что цикл десорбции будет занимать от 5 до 10 минут. Ожидается, что один вагон сможет сократить выделение CO2 на 10-20 т за один день. Разработчики предполагают, что накопленный углекислый газ можно будет использовать в качестве сырья для производства химикатов, полимеров, синтетического топлива, хладагентов или газированных напитков.
Как в комментарии агентству RailTech сообщил директор CO2Rail Эрик Бахман, компания провела встречи с представителями некоторых крупнейших грузовых перевозчиков, которые с энтузиазмом отнеслись к этой концепции. По его оценкам, в Северной Америке или Австралии, где курсируют длинные грузовые поезда, один состав должен оснащаться четырьмя-пятью вагонами для улавливания CO2, в то время как в Европе достаточно будет двух таких вагонов. По слова Бахмана, в 2023 году под цели проекта будет модернизировано несколько вагонов-цистерн, после чего начнется их сертификация. Как только данный процесс будет завершен, к 2024 году может начаться их серийное производство. Такие вагоны могут курсировать в составе как грузовых, так и пассажирских поездов.
Разработка представлена на фоне масштабной программы содействия развитию железных дорог, принятой в США в 2021 году. Тогда, в законе об инвестициях в инфраструктуру и рабочие места (Infrastructure Investment and Jobs Act) на поддержку развития железнодорожного пассажирского и грузового транспорта в течение 5 лет было заложено выделение $66 млрд. В «тренде» этой повестки крупнейший вагоностроитель США – компания Greenbrier – также в прошлом году представил проект полувагон из «зеленой» стали и с повышенной грузоподъемностью.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram https://t.me/rollingstock