22 года известный создатель люксовой обуви Manolo Blahnik боролся за право зарегистрировать собственное имя в качестве товарного знака и использовать его в Китае. В июле этого года Верховный Народный Суд Китая аннулировал #товарный знак "Manolo & Blahnik", который принадлежал предпринимателю из Китая и был основным препятствием все эти годы для развития мирового бренда #Manolo blahnik в Китае.
Имя испанского создателя роскошных туфель Manolo Blahnik уже в 1970х гг. было хорошо известно во многих странах мира. По мере развития бренда возрастает необходимость в своевременной охране и защите его интеллектуальной собственности. Покоряя одну страну за другой, в 1999 #бренд Manolo Blahnik добрался до Китая, но его планы обеспечить охрану своей интеллектуальной собственности, а именно зарегистрировать товарный знак Manolo Blahnik, столкнулись с серьезным препятствием.
В январе 1999 года местный предприниматель подал заявку на товарный знак "Manolo & Blahnik" для обуви, спустя год патентное ведомство Китая зарегистрировало знак. В 2000 году Manolo Blahnik подали возражение против регистрации вышеуказанного знака, тем самым положив начало долгому и дорогостоящему спору. В августе 2001 года ведомство отказало в принятии возражения на том основании, что представленные брендом доказательства не свидетельствуют о его сильной репутации и известности в Китае до даты подачи заявки на спорный товарный знак "Manolo & Blahnik". Дальше были годы безуспешных апелляций, в которых бренд просил суды аннулировать зарегистрированный товарный знак. В своих решениях суды следовали действующему законодательству Китая, согласно которому право на товарный знак получает первый заявитель, а первым оказался бизнесмен из Китая, а не мировой бренд, пытающийся зарегистрировать знак, практически идентичный знаку, который законно пришел на рынок Китая первым.
Подход судов Китая к рассмотрению дел о недействительности зарегистрированных в Китае товарных знаках, сходных или идентичных известным товарным знакам, начал меняться в 2019 году. В законодательство Китая были внесены изменения и появилось понятие "недобросовестности" в отношении заявленных обозначений и зарегистрированных товарных знаков, что дало уже многим известным брендам возможность получить права на свои товарные знаки в Китае, которые долгие годы принадлежали находчивым китайским бизнесменам. В декабре 2020 года суд принял к рассмотрению апелляцию Manolo Blahnik, рассмотрение дела началось в январе 2022 года, и в июле #суд вынес решение об аннулировали недобросовестного товарного знака.
В результате невозможности зарегистрировать товарный знак Manolo Blahnik все эти годы не мог развивать физическое присутствие бренда в Китае, например, открыть магазины, и продвигал свои товары через онлайн-платформы, как Farfetch.
Суды в Китае Меняют Подход к Рассмотрению Дел о Недобросовестных Товарных Знаках
Начало существенно нового подхода судов Китая к рассмотрению дел с участием мировых брендов и местных пиратов было положено в 2020 году. New Balance подали иск, в котором обвинили New Barlun в производстве контрафактного товара и незаконном использовании логотипа «N» на спортивной обуви. Так же New Balance заявили, что действия компании New Barlun причиняют ущерб их репутации, поскольку New Balance являются производителем спортивной обуви высокого класса. Более того, товарный знак New Balance приобрел различительную способность среди потребителей до того, как компания New Barlun подала заявку на регистрацию спорного знака. И хотя товарный знак для буквы «N» компании New Balance был не зарегистрирован в Китае, суд встал на защиту компании New Balance и пришел к выводу, что логотип New Balance является источником происхождения товара и что зарегистрированный товарный знак «N» на имя New Barlun сходен с известным логотипом до степени смешения и вводит потребителей в заблуждение. Несмотря на тот факт, что товарный знак компании New Barlun был зарегистрирован, суд пришел к выводу, что его регистрация противоречит принципу добросовестности и нарушает права на товарный знак известной во всем мире компании. В 2020 году суд Китая обязал компанию New Barlun прекратить использование зарегистрированного товарного знака «N» и присудил выплатить бренду #New balance компенсацию в размере около 1.5 миллиона долларов.
Решение суда носило очень важное значение для международных компаний, ведущих бизнес на территории Китая или желающих попасть на огромный рынок этой страны.Суд Китая создал прецедент, приняв решение в пользу известного, но незарегистрированного товарного знака в Китае, тем самым сообщив всем компаниям, занимающимся копированием известных брендов, что их недобросовестное поведение будет строго пресекаться.
Новое решение важно не только для бренда Manolo Blahnik, а также для всего люксового рынка в Китае, поскольку закрепляет судебную практику признания недействительными недобросовестно зарегистрированных, сходных или идентичных с мировыми брендами, товарных знаков в Китае и еще раз подтверждает серьезное намерение Китая помогать известным брендам бороться с местными пиратами.