Найти тему
Морская коллекция

Канонерские лодки. Китайцы начинают и проигрывают. «Фусин»

Канонерская лодка «Фусин» на Мавэйском рейде, август 1884 г.
Канонерская лодка «Фусин» на Мавэйском рейде, август 1884 г.

Через тысячу лет,
      через десять тысяч годов
      Память чья сохранит
      нашу славу и наш позор?
(неизвестный)

Благодаря усилиям Ли Хунчжана и Цзо Цзунтана в порту Мавэе (Фучжоу), в нескольких милях вверх по течению реки Мин, в 1867 году началось строительство огромного Арсенала, включающего верфь и металлообрабатывающие мастерские. Техническую помощь оказали французы, около 40 иностранных инженеров во главе с французскими морскими офицерами Проспером Жикелем и Полем д'Эгебелем создавали в Китае первый промышленный центр европейского уровня.

Фучжоу 1880
Фучжоу 1880
Арсенал Фучжоу,70-е
Арсенал Фучжоу,70-е

10 июня 1869 года на воду был спущен первый корабль, построенный на верфи Арсенала, Wan Nien Ching (萬年清), универсального китайского класса "транспорт-авизо", этакий вооруженный пароход на все случаи жизни. Иногда его называли канонерской лодкой.

Водоизмещение 1450 тонн, размеры 68,02*8,99*4 м. Паровая машина в.д., 600 и.л.с., 9 узлов, 1 винт,2 котла. 1 мачта. Вооружение- 6 130 мм орудий.

Затонул после столкновения с британским гражданским судном фирмы P. & O. Nepal 9 января 1887 года. Поднят, корпус использовался до 1909 года.

Вторым и третьим кораблями, построенными на верфи стали однотипные канонерские лодки «Мей-Юань»(Облако в воде) и «Фусин»(Счастливая звезда). Первая была заказана для Бэйянского, вторая для Фуцзянского флота. Заложены были 8 августа и 9 сентября 1869 года в Арсенале Фучжоу. Стоимость одной лодки составила 106 тысяч лян.

-4
-5
-6
-7

«Фусин» Фу-син Fu Hsing Foo Hsing Fuxing (福星). Фучжоу Арсенал. Спущена на воду 30 мая 1870 года. Потоплена 23 августа 1884 года в битве при Фучжоу.

«Мей-Юань»«Мэйюнь» Meiyun Mey-Yuen(湄雲). Фучжоу Арсенал. Спущена на воду 6 декабря 1869 года. Захвачена японцами в марте 1895 года, переименована в "Biun", в 1901 году исключена из списков.

Водоизмещение 515 длинных тонн (523 тонн)/578 тонн. Длина 51,66/51,87 м. Ширина 6,0-6,9 м. Осадка 3,11-3,2 м.
Двигатель- паровая машина 400  л.с., одновальный. Скорость 8-8,5  узлов. Паруса. Экипаж 70-100 человек.
Вооружение- 1 × 16 см (6,3 дюйма) пушка Круппа, 2 х 12 см (4,7 дюйма) пушки Круппа

Композитный корпус и полное парусное вооружение, 1 мачта.

Meiyun в 1891 перевооружен на 1-68 фнт ML орудие и 4*1 20 фнт 102 мм пушки и пулеметы

Канонерская лодка «Мэйюнь»
Канонерская лодка «Мэйюнь»
Бомбардировка Foutcheou по Чарльзу Кувассек , показывает нападение на Fuxing за Yangwu
Бомбардировка Foutcheou по Чарльзу Кувассек , показывает нападение на Fuxing за Yangwu
-10
Битва при Фучжоу 1884
Битва при Фучжоу 1884

«Фусин» постоянно находилась в Фучжоу.

В июле 1884 года, когда обострились отношения с Францией из-за Индокитая, «Фусин» вместе с корветом «Янву» и двумя ренделовскими канонерскими лодками составляла основную силу китайской эскадры.

Пока шли китайско-французские переговоры на основе французского ультиматума, французы обстреляли китайские позиции на Формозе, а флот адмирала Курбэ поднялся вверх по реке мимо береговых цинских портов и расположился напротив Фуцзянского Арсенала и кораблей Фуцзяньского флота, его защищающих. Фуцзяньский флот состоял из устаревших деревянных кораблей и в несколько раз уступал французам по огневой мощи и выучке экипажей. Однако никаких подкреплений Фучжоу не получил.

Переговоры завершились 21 августа несогласием Китая с суммой контрибуции. 23 августа 1884 года французская эскадра, стоящая напротив китайской, получив приказ из Парижа, начала готовиться к бою. Однако расслабленные многодневным противостоянием китайцы собраться уже не смогли.

В 14-00 началась атака французов, как артиллерийским обстрелом, так и действиями минных катеров (миноносок). Флагман китайского флота «Янву» был уничтожен 27 секунд спустя, так как французы заблаговременно отправили минные катера с шестовыми минами. Флагман был атакован миной с миноноски №46, а «Фусин» получил в борт шестовую мину с катера №45.

«Мей-Юань» служила в Бэйянском флоте, сторожевым судном в порту Инкоу, 6 марта 1895 года там захвачена японцами, 5 июня включена в состав японского флота, 7 июля снята с учета с переводом в пятую категорию (служебный корабль), в строй не вводилась, в списках Императорского флота присутствовала недолго как "Biun", списана в 1901 году.

По некоторым сведениям после пересмотра условий Симоносекского мира под давлением трех держав, и возврата полуострова Ляодун династии Цин, в декабре корабль тоже вернулся Китаю, но уже без оборудования, демонтированного японцами.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам