Как не пытались русских землепроходцев выставить этакими рыцарями без страха и упрёка, но, к сожалению или к счастью, они были обычными людьми и абсолютно ничто человеческое им было не чуждо, в том числе и общие для всех людей пороки - алчность, эгоизм, готовность идти по головам ради достижения цели, другое дело, что свои пороки землепроходцы старались обуздывать и по возможности пускать в дело, как, например, атаман Иван Похабов, в поисках золота и серебра прошерстивший всё Прибайкалье и Забайкалье.
Из всех русских землепроходцев Иван Похабов отличался довольно знатным происхождением: мало того, что он был сыном стрелецкого сотника из Великого Устюга, в раннем возрасте он и сам сумел отличиться как следует, получив за свои заслуги чин московского сына боярского, но необузданный нрав и не в меру развитое самомнение сломали его было восходящую карьеру и в 1632 году его в принудительном порядке сослали в Енисейский острог, где он в полной мере смог проявить все свои таланты (и недостатки тоже).
В Сибири к ссыльному Похабову, учитывая его прежние заслуги, отнеслись с должным вниманием, уже в 1643 году он был назначен приказчиком Дубчакской слободы Енисейского уезда, а на следующий год он уже стал приказчиком Братского острога. Казалось, карьера Ивана Похабова в Сибири складывалась более, чем удачно, он как сыр в масле катался, но всё изменила его алчность, диким огнём разгоревшаяся после возвращения из Забайкалья отряда Василия Колесникова, подтвердившая правдивость слухов о наличии в новых землях золота и серебра. Не желая остаться в стороне от дележа предполагаемого богатства, Иван Похабов всеми правдами и неправдами добился того, чтобы поставили во главе отряда, отправляемого в Забайкалье на поиск золотой и серебряной руды.
В отличие от Василия Колесникова, действовавшего крайне осмотрительно и осторожно, Иван Похабов шёл в Забайкалье напролом, поднимаясь вверх по Ангаре и силой приводя местных бурят в русское подданство. Естественно, что становиться русскими подданными и тем более платить в русскую казну ясак никто не желал, поэтому буряты массово откочёвывали за Байкал, но от Ивана Похабова уйти было трудно, он догонял беглецов и силой взимал с них ясак, если же бурятам всё же удавалось уйти от него, то ответственность за них несли их менее расторопные сородичи, с которых Похабов и его молодцы сдирали по три шкуры, а чтобы доступно показать, кто теперь на Ангаре хозяин, по приказу Ивана Похабова были построены Осинский и Култукский остроги, а также зимовье на Иркуте, что позже позволило называть его основателем Иркутска (на самом деле это в 1661 году сделал его однофамилец, а возможно - и родственник Яков Иванович Похабов).
В 1648 году отряд Ивана Похабова, наконец, добрался до Забайкалья и приступил к поискам золота и серебра, но ничего не нашел, хотя и описал вновь открытые земли, и подавил восстание бурятских князей против пророссийского Турухтай-Табуна, а также с посольскими целями побывал в монгольской Урге. Недовольный результатами своего похода в Забайкалье, Иван Похабов всерьез собирался идти войной на Пекин всего со 116 казаками и только приказ енисейского воеводы немедленно вернуться для разбирательства по поводу его многочисленных преступлений (грабежей, вымогательств, пыток, изнасилований и т. п) остановил эту его авантюру на подготовительном этапе. В 1649 году Иван Похабов вернулся в Енисейск, где сумел оправдаться перед воеводским судом и был назначен приказчиком ангарских крестьян, которые за 3 года закидали Енисейск челобитными с жалобами на творимый приказчиком произвол, но тиранить крестьян ему пришлось очень недолго, ангарские буряты, почувствовав отсутствие твердой руки и взбунтовались против русских, спалив дотла часть ангарских острогов. С этим бунтом Похабов справился жестко и в кратчайший срок, после чего он был назначен приказчиком Братского острога, где, наконец, развернулся во всю ширь.
От приказчика Похабова вскоре взвыли все: и казаки, и крестьяне, и буряты, беспредел в окрестностях Братска стал нормой жизни, свои и без того немаленькие доходы Иван Похабов и его приближенные увеличивали за счет вымогательства и спаивания местного населения, но любимым коньком Похабова стала работорговля, ради которой он массово обращал бурят в христианство. Сначала с Иваном Похабовым пытались бороться законными средствами, регулярно посылая челобитные в Енисейск, Тобольск и Москву, но всякий раз Похабову удавалось выпутаться и учинить над челобитчиками жестокую расправу и тогда в 1658 году против Похабова и его приближенных поднялись все - и русские, и буряты, часть похабовских молодцов порубили в куски, самому же Ивану Похабову едва удалось удрать в Илимский острог, но это был уже конец: после продолжительного разбирательства Ивана Похабова били батогами и изгнали с государственной службы, но тот в ответ на средства, оставшиеся с прежних авантюр купил себе под Енисейском 248 десятин пахотной земли, срубил на них усадьбу и перевез в нее свою сожительницу-бурятку и прижитого с ней сына. Остаток жизни Иван Похабов провел в тихом семейном кругу, скончавшись в своем доме то ли в 1667, то ли в 1668 году.