Противостояние на финансовом и экономическом рынках – не менее знаковое и важное в текущих событиях. Западная коалиция поверив в шаткое положение экономики России сделала ставку именно на это. Вводя «пакеты санкций». Однако ожидаемого эффекта не случилось. И теперь экономическая ситуация в стране начинает показывать признаки оздоровления. С оговоркой, что отныне всё действует иначе. Что замечают и о чём рассказывают в том числе и западные финансовые издания. Новый репортаж в Bloomberg - один из таких.
Спустя почти шесть месяцев с начала СВО и после того, как на Россию обрушился поток санкций, фактически изолировав от основных "западных рынков", страна продолжает действовать, разрабатывая двухуровневую систему, отделенную от противников.
План, основанный на предложениях центрального банка и постепенном снятии введённых в первые дни ограничений, будет сосредоточен на мобилизации капитала внутри страны. При взаимодействии с юрисдикциями тех страны, которые в Кремле считают дружественными.
С понедельника Московская биржа разрешила вести торги долговыми ценными бумагами для инвесторов из стран, не присоединившихся к санкциям, введенным США и их союзниками. Это решение положило конец паузе, когда ЦБ закрыл свои рынки. С целью ограничить отток денег из страны.
Однако данная мера не распространяется на клиентов из «недружественных» стран, которые по-прежнему подлежат контролю за движением капитала, запрещающему иностранцам продавать или получать платежи по местным ценным бумагам. На эту группу, в которую входят страны: ЕС, Канады и Японии, приходилось около 90% всех портфельных инвестиций в Россию по состоянию на прошлый год.
«Сначала контроль над капиталом был необходим для стабилизации ситуации», — сказал Кристофер Грэнвилл, управляющий директор по глобальным политическим исследованиям в TS Lombard в Лондоне. «Но сейчас это больше вопрос принципа: не расслабляться, пока действуют эти беспрецедентные санкции со стороны Запада».
Пример того, как Россия занимает все более жесткую позицию, отделяя друзей от врагов. В этом месяце президент Владимир Путин запретил некоторым иностранным банкам и энергетическим компаниям прекращать деятельность в стране. Другой указ разрешил российским кредиторам с замороженной иностранной валютой прекратить операции с корпоративными клиентами в этой валюте.
Российский суверенный фонд благосостояния теперь может инвестировать в валюты таких стран, как Китай, Индия и Турция, после того как торговля в евро и долларах была заблокирована.
«Учитывая обстоятельства, необходимо будет развивать торговые и финансовые отношения с теми странами, которые готовы сделать это с Россией», — сказал Олег Вьюгин, бывший высокопоставленный сотрудник российского Центробанка и Министерства финансов.
Финансовый рынок стал настоящим фронтом против России сразу после начала спецоперации 24 февраля.
Чтобы наказать Кремль, иностранные правительства ввели санкции в отношении торговли и финансов, заморозили около половины резервов центрального банка и отключили многие свои банки от глобальной системы обмена данными SWIFT. Вероятнее всего рассчитывая на "финансовый блицкриг", уничтожение системы в короткий срок, что повлекло бы за собой дальнейшую дестабилизации обстановки внутри страны.
Однако теперь, когда экономика России сумела выдержать этот "хук", вводимые ранее санкции всё сильнее бьют по самим странам "Запада". Один из недавних примеров: оплата транзита нефти Венгрией и Словакией в связи с невозможностью сделать это российской компанией Транснефть.
Не имея возможности вмешаться, чтобы защитить рубль только с помощью юаня и золота, центральный банк ввел меры контроля за движением капитала и другие экстренные меры, чтобы успокоить инвесторов.
Новая нормальность.
Теперь, когда внутренние рынки, кажется, пережили бурю, Россия переворачивает эту страницу.
Сверхдоходы от продажи энергоносителей помогли восстановить рубль, что позволило властям снять ограничения на контроль за движением капитала. Доходность местных облигаций вернулась к уровню до начала СВО. По мере того, как на фондом рынке возвращается жизнь, власти наблюдают за тем, как функционирует финансовая система в отсутствии "противников", которые составляли более половины российской торговли до начала спецоперации и большинство нерезидентов, владеющих облигациями местных органов власти, как ОФЗ.
Поиски внутренних резервов.
Во время одного из своих обращений президент РФ В. Путин отметил, что в России есть много крупных компаний, на счетах которых хранятся огромные суммы денег. Которые можно и нужно инвестировать в различные проекты. Теперь политики и бизнесмены используя такие концепции, как благотворительные облигации и финансирование участия, прорабатывают схемы финансирования критически важных секторов. Как в части импортозамещения, так и других направлений.
Другие предложения направлены на то, чтобы отговорить предприятия от использования «токсичной» валюты, а государственные компании должны конвертировать свои валютные активы в валюты «дружественных» стран, согласно центральному банку.
«Поворот финансовой системы, скорее всего, будет постепенным», — сказала Софья Донец, экономист «Ренессанс Капитал». «Если это произойдет резко, то это будет большой встряской для экономики».
На фоне всего этого появилось сообщение о том, что Саудовский миллиардер и двоюродный брат наследного принца Салмана вложил около полумиллиарда долларов с Газпром, Роснефть и Лукойл. Правда случилось это ещё до начала СВО. Однако эксперты близко знакомые с ситуацией, отмечают, что инвестфонд сохранил данные активы, в то время, как многие западные инвесторы избавлялись от них в марте.
Ещё одним важным инструментом стабилизации стал "параллельный импорт". Объёмы которого постепенно увеличиваются. В своём комментарии вице-премьер Денис Мантуров отметил, что в Правительстве рассчитывают достичь показателя в 16 млрд долларов к концу года. При этом он подчеркнул, что по мере того, как внутренний рынок будет создавать альтернативу ввозимым товарам – их будут исключать из списка доступных к «серому импорту».
Стоит отметить изменившуюся риторику западных финансовых изданий. Определённая доля скепсиса всё ещё сквозит между строк. Однако в целом все признают успешность выстроенной модели и факт того, что экономика России сумела избежать краха. В текущий момент индикаторы показывают замедления уровня инфляции и падения ВВП. А прогнозы говорят о возвращении к росту уже во второй половине 2023 года.
Что заставляет западные компании предпринимать активные действия по сохранению потерянных позиций.
Уйти с рынка хоть и болезненно, но легко. А вот вернуться... но об этом мы поговорим в отдельном репортаже: "Исход компаний. Билет в один конец". Подпишитесь, если ещё не, чтобы не пропустить!
Спасибо всем, кто прочитал до конца!
Дмитрий Матвеев || DM_812
#события #финансы #рынки #экономика #геополитика #торговля #биржи #запад #санкции #россия