Найти тему

Митрофановская церковь в селе Попово

Деревня Попово основана переселенцами из Булзинской волости Екатеринбургского уезда Пермской губернии в 1833 году. Тогда приехали 12 семей. Ходатаем на получение 3365 десятин земли выступал Филипп Исаевич Попов. От этой фамилии и пошло название деревни. Указом Правительствующего Святейшего Синода в 1861 году был открыт приход и тогда же с разрешения Преосвященного Филарета, епископа Оренбургского и Уфимского, началось возведение церкви во имя святого Митрофана Воронежского, Чудотворца (1623-1703 г.г.). Церковь освящалась 12 мая 1863 года благочинным Павлом Дроздовым, священником Белоярской Флоро-Лавровской церкви. На возведение храма было потрачено 3000 рублей.

Церковь расположена в живописном месте на берегу пруда. Здание состоит из храма с алтарем и колокольней с боковыми пристроями. Колокольня четырехярусная, звон помещался в третьем ярусе. Архитектура здания чрезвычайно скромна, особенно снаружи: тяги, карнизы малых выносов, слабо выступающие обрамления проемов. У северной и южной стен храма сооружено (очевидно, позже) по два контрфаса. Храм бесстолпный. Интерьер чрезвычайно пластичен и компактен – благодаря сводчатым покрытиям. Здание кирпичное, оштукатурено. Общая длина плана по оси запад-восток – 18.7 метров, ширина – 10.5 метра. Автор проекта архитектор Константин Тон. Храм закрыт в 1929 году. Стоящая у озера церковь является замечательной архитектурной доминантой небольшой деревни. Основные разрушения храма произведены при Советской власти после 1970 года, когда церковь использовалась как машино-тракторная мастерская. Утрачен верх колокольни, бесследно потеряны главы над храмом, повреждены покрытия и входная лестница, выломана и расширена восточная часть алтарной стены для въезда тракторов.

Митрофановская церковь числится в Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации (Государственный номер 578; дата принятия на охрану 28.01.1999 г.; Постановление Законодательного Собрания Челябинской области № 457).

Машино-тракторная мастерская в Митрофановской церкви. Снимок 1977 года.
Машино-тракторная мастерская в Митрофановской церкви. Снимок 1977 года.

В клировой ведомости по Митрофановскому храму записано: «Церковь каменная, с такой же колокольней, прочная. Железная ограда на каменном фундаменте… Утварью достаточна. Причта положено: 1 священник и 1 псаломщик. Земли выделено 66 десятин, большая часть к посеву хлеба неудобна…». Одним из первых священников в церкви служил Николай Петрович Троицкий, 47 лет. Сын священника Пензенской епархии, окончил Уфимское уездное училище в 1835 году. В селе Петровском был рукоположен в священнический сан и 27 сентября 1865 года по просьбе жителей переместился в село Попово. В 1878 году ставил новый благолепный иконостас. Жена – Вера Ефимовна. Сын – Константин. Со священником жили престарелые родители 73 лет – заштатный священник Петр Федорович и Ксения Сергеевна, которые получали пенсию 90 рублей серебром в год.

 Деревня Попово основана переселенцами из Булзинской волости Екатеринбургского уезда Пермской губернии в 1833 году. Тогда приехали 12 семей.-2
 Деревня Попово основана переселенцами из Булзинской волости Екатеринбургского уезда Пермской губернии в 1833 году. Тогда приехали 12 семей.-3

С 1865 года при церкви служил Николай Ерофеевич Бирюков, сын дьячка Нижне-Увельской слободы. Он окончил Челябинское духовное училище, служил псаломщиком в Христорождественском соборе, там посвящался в стихарь, шесть лет служил в Птиченском селе. Женат был дважды. Остались дети – Павел, Василий, Андрей и Анна. Второй раз женился на дочери дьячка Долгодеревенской станицы Вере Лаврентьевне Андреевне. У них родились Александр, Николай, Дмитрий, Мария, Наталья и Евлампия.

С 1883 года пастырские обязанности исполнял Федор Карпович Челноков, сын пономаря. Он окончил Оренбургскую духовную семинарию и служил во многих епархиях. Рукоположенный в сан священника в 1883 году переместился в Попово на 69 году жизни, где служил еще несколько лет. С 1887 года псаломщиком служил Михаил Иванович Протасов, сын дьячка. Окончил Челябинское духовное училище и служил ранее псаломщиком в селе Горшково в Полетаевском отряде. Обязанности просфорницы в те годы исполняла дьяческая вдова Александра Лаврентьевна Бирюкова.

 Деревня Попово основана переселенцами из Булзинской волости Екатеринбургского уезда Пермской губернии в 1833 году. Тогда приехали 12 семей.-4
 Деревня Попово основана переселенцами из Булзинской волости Екатеринбургского уезда Пермской губернии в 1833 году. Тогда приехали 12 семей.-5
 Деревня Попово основана переселенцами из Булзинской волости Екатеринбургского уезда Пермской губернии в 1833 году. Тогда приехали 12 семей.-6

В общей сложности в 1888 году численность прихода Митрофановской церкви составляла 673 лиц мужского и 705 женского пола, при количестве дворов 205. Из них в Попово: крестьянского сословия 233/237 лиц (63 двора); военных 50/56 (20 дворов); духовных лиц 10/8 (3 двора). Боровое: крестьянского сословия 166/185 (49 дворов); военных 15/14 (5 дворов); Моисеево: крестьянского сословия 50/49 (15 дворов), военных 6/3 (2 двора), раскольников 13/4 (3 двора); Шибаново: казаков 126/149 (количество дворов 45).

В середине 19 века переселенцами из Камышловского уезда Пермской губернии основалась деревня Боровая. Называется она по борку, произрастающему вокруг озера. Деревня Моисеево основана крестьянами из деревни Минки Юрюзанской волости Уфимской губернии, названа также по фамилии ходатая. Земли получили 900 десятин, за которую платили выкуп. Поселок Шибаново, также относящийся к Поповскому приходу, существует с 1808 года. Тогда казак Теченской волости Николай Лазаревич Шибанов поселился на берегу большого озера. Вначале это был с трех сторон окруженный водою хутор. Восемь семей казаков из Миасской крепости впоследствии переселись к озеру. В Поповском приходе было две часовни: в деревне Боровой во имя Савватия, Соловецкого чудотворца и в поселке Шибаново во имя Успения Пресвятой Богородицы.

В клировой ведомости за 1893 год отмечен псаломщик Николай Александрович Шмотин. В этом же году преосвященным Макарием, епископом Оренбургским и Уральским он был рукоположен в сан священника и через два года переместится в Белоярский приход. 25 февраля 1895 года на приход консистория определила Ивана Михайловича Рязанова. Он служил 20 лет вплоть до своей кончины 15 июля 1914 года. Сын псаломщика Богоявленной церкви Верхне-Увельской слободы он приехал в Попово в 35-летнем возрасте. Учился в Челябинском духовном училище, но вышел из третьего класса по прошению отца. С 1880 года служил псаломщиком в церкви Богоявления своей слободы и Преосвященным Вениамином, епископом Оренбургским и Уральским посвящался в стихарь. Преосвященный Макарий переместил его к Покровской церкви города Челябинска на должность псаломщика и эконома. Через 7 лет был рукоположен в диакона и священника.

Доктор исторических наук А.Д. Таиров осматривает мельничный жернов около храма.
Доктор исторических наук А.Д. Таиров осматривает мельничный жернов около храма.

Школа грамоты в Попово была открыта в 1891 году. Священник И.М. Рязанов построил новое помещение и в 1901 году преобразовал ее в церковно-приходскую, с большими возможностями для обучения и воспитания детей в духе православия. В деревне Боровой при его активном содействии была открыта школа в 1900 году, где обучалось до 40 мальчиков и девочек. Казачья школа была и в поселке Шибаново. В 1904 году «за устройство здания школы Поповской, за заботы и труды и за неопустительное и ревностное преподавание в Поповской и Боровской школах Закона Божия» священнику И.М. Рязанову преподавалось Архипастырское благословение.

В 1914 году к Митрофановской церкви определили на священническую должность Порфирия Васильевича Кочетова, выпускника духовной семинарии. С ним служил псаломщик, тоже перемещенный летом 1914 года, Константин Яковлевич Подъячев, сын псаломщика и окончивший два класса министерской школы. В Троицкой испытательной комиссии успешно сдал экзамен на псаломщика. Ранее при Митрофановской церкви обязанности младших клириков исполняли уже упоминавшийся Николай Ерофеевич Бирюков, а также Михаил Иванович Протасов, Николай Львович Ключарев, Михаил Васильевич Евладов и Петр Иванович Сергеев.

Епархиальным начальством неоднократно отмечалось усердие к церкви прихожан, в том числе казака поселка Шибаново Григория Акинфина, пожертвовавшего крупную сумму на приобретение двух икон Божией Матери и колокола весом в 4 пуда. Также отмечалось ревностное исполнение своих обязанностей церковными старостами. Крестьянину Андрею Ершову преподавалось Архипастырское благоволение «за особую деятельность по хозяйству, благоукрашение храма и приращение церковных сумм». Унтер-офицер Ершов пожертвовал 100 рублей. Мраморные колонны, погребенные под вековым слоем навоза и мусора, извлеченные в 2019 году на дневную поверхность в ходе очистных работ внутри храма, свидетельствуют о былом великолепии культового объекта.

 Деревня Попово основана переселенцами из Булзинской волости Екатеринбургского уезда Пермской губернии в 1833 году. Тогда приехали 12 семей.-8

Последний архивный документ, позволяющий проследить церковно-приходскую жизнь села Попово, относится к 1915 и 1916 годам, когда «Оренбургские епархиальные ведомости» сообщали о присоединении священником Митрофановской церкви Кочетовым к православию башкирца. А за 1916 год священник значится как отзывчивый и активный человек в списке членов общества вспомоществования нуждающимся ученикам Оренбургской семинарии. По всей видимости, с началом гражданской войны и установлением Советской власти религиозная жизнь в селе Попово прекратилась по причине запрета христианского вероисповедания. Метрическая книга Митрофановской церкви хранится в государственном архиве Курганской области.

В период 2012-2019 годов жители села Попово неоднократно обращались к главе Красноармейского муниципального района Ю.А. Сакулину с просьбой восстановить и вернуть храму первоначальный облик и былое величие. Но это не реально было сделать по одной простой причине, – в селе отсутствовала христианская община и церковный староста, который мог бы положить начинание благому делу. Из всех старинных каменных храмов, расположенных на территории нашего района, Митрофановская церковь сохранилась лучше всех благодаря своему не большому объему и отсутствию варварского отношения к культовому объекту со стороны местных жителей. Напомню, что многие храмы находятся сегодня в аварийном состоянии именно по причине уничтожения опорных и несущих металлических конструкций, которые сдаются в лом в целях корыстной наживы. И по сравнению с другими полуразрушенными храмами района, на восстановление Митрофановской церкви потребуется минимальное количество пожертвованных благодетелями денежных средств.

19 октября 2019 года. Сельский сход в селе Попово по поводу восстановления храма.
19 октября 2019 года. Сельский сход в селе Попово по поводу восстановления храма.

В ходе бесед со старожилами села Попово я неоднократно слышал версию об искусственном происхождении холма, на котором построена церковь. Поэтому вполне возможно, что основание возвышения у пруда является рукотворной земляной насыпью. Все здание церкви опоясывает обруч из крепких железных прутьев, которые в западной части стены местами выходят наружу по причине разрушения кирпичной кладки. Элементы металлического крепления в отдельных местах потрескались. Внутри храма не сохранилось ни одной настенной росписи. Рядом с алтарной частью храма лежат сломанные жернова от мельницы, которая в 19 веке стояла на берегу пруда в непосредственной близости от церкви. Так опять же утверждают старожилы села, хотя лично я абсолютно не допускаю возможности близкого расстояния и соседства культового и хозяйственного сооружений, что могло восприниматься прихожанами и священнослужителями как святотатство.

В настоящее время еще одной достопримечательностью села Попово стала стая белоснежных лебедей, с 2013 года облюбовавшая голубую заводь пруда как место обитания в летний период бракосочетания. Местные жители уверили меня в том, что перелетные птицы находятся под надежной охраной от посягательств на свою жизнь и могут в течение неограниченного времени хранить в здешних благодатных местах свою лебединую верность.

Русский философ И.А. Ильин отмечал, что «Государство есть организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но поддерживающих ее жертвенною волей». Век назад население России тратило денег на священников больше, чем на врачей. При минимальном бюджете рабочего в Киеве в 1914 году его пожертвования церкви составляли в среднем за месяц 1 рубль 70 копеек (5% от заработной платы), а расходы на медицину – 61 копейка (1% заработной платы). То есть, сто лет назад духовное здоровье человеком ценилось превыше его физического состояния. Сегодня 79% россиян почитает себя христианами и относится к православному вероисповеданию. Из них только два процента периодически раскошеливается и жертвует энную сумму на содержание культовых объектов. По приходу – расход. Необходимо также учитывать тот факт, что сегодня финансовое благополучие жителей села Попово (как и других сел российской глубинки) оставляет желать лучшего и восстановление храма силами местных жителей не представляется возможным. Поэтому правящий архиерей принял решение прикрепить к полуразрушенным храмам Красноармейского района крепкие челябинские приходы.

 Деревня Попово основана переселенцами из Булзинской волости Екатеринбургского уезда Пермской губернии в 1833 году. Тогда приехали 12 семей.-10
Былое величие внутреннего убранства церкви.
Былое величие внутреннего убранства церкви.

В 2019 году инициативная группа жителей села Попово и руководство Челябинской Метрополии обратились к депутату Государственной Думы Владимиру Бурматову с просьбой оказания помощи в восстановлении святыни предков. По итогам встречи Митрополита Челябинского и Миасского Григория с народным избранником было принято решение о начале ремонтных работ по восстановлению Митрофановского храма. В свою очередь, по инициативе депутата был созван волонтерский отряд, возглавил который в Красноармейском районе председатель местного отделения «Молодая Гвардия» Вадим Сайгафаров. Вместе с десятком ребят, а также с помощью священника Евгения, благочинного Миасско-сельского округа, настоятеля храма Иверской Иконы Божией Матери села Миасского, волонтеры принялись наводить порядок в старом храме. К реставрации храма, а именно очистке территории здания от опасных аварийных элементов, с большим энтузиазмом подключились местные жители. Депутат районного Собрания депутатов Красноармейского района, директор Бродокалмакской школы Алексей Паташенко осуществил подвоз волонтеров, а председатель Совета депутатов Бродокалмакского сельского поселения Анатолий Нужнов организовал поддержку со стороны сельчан. Так начинался первый этап по восстановлению культового объекта.

С октября 2019 года курирует восстановление церкви в селе Попово Свято-Троицкий храм г. Челябинска в лице настоятеля протоиерея Игоря Викторовича Шестакова. Я с главой Красноармейского муниципального района Ю.А. Сакулиным присутствовал 19 октября 2019 года на общем собрании жителей села Попово, когда единогласным решением было принято решение о возвращении культовому объекту первозданного облика. Храм спасли от разрушения: скрепили стяжки, укрепили колокольню, выровняли и оштукатурили стены как снаружи, так и изнутри, залили бетоном пол, провели малярные работы, возвели кровлю, установили оконные и дверные проемы. 2 ноября 2019 года в родительскую субботу, впервые за почти сто лет в Митрофановской церкви прошло богослужение и священники Свято-Троицкого храма совершили панихиду.

26 июля 2020 года в восстанавливающемся храме приняли православную веру 30 местных жителей. Крестить такое количество желающих приехали клирики Свято-Троицкого храма протоиерей Алексий Зайцев и иерей Михаил Токмак – во главе с настоятелем протоиереем Игорем Шестаковым. В канун праздника Крестовоздвижения, 26 сентября по благословению митрополита Челябинского и Миасского Григория были освящены и установлены на храм купола с крестами. Благодаря усердию протоиерея Игоря Шестакова и пожертвованиям благодетелей, церковь в селе Попово обрела сегодня первозданный вид. Как это обычно бывает, реставрация культового объекта не затянулась на долгие годы, а была произведена в кратчайшие сроки.

Разрушенные храмы являются немыми свидетелями нашего варварства. Поэт А.С. Пушкин заметил, что «Уважение к минувшему – вот черта, отделяющая образованность от дикости». Величественные каменные сооружения и грандиозные постройки являлись не просто культовыми объектами, но и шедеврами архитектуры, памятниками зодчества русских мастеровых. Любой сельский храм – это центр деревенской жизни, а не только историко-культурный памятник. С восстановлением храма началось возрождение жизни в старинном селе Попово. Стараниями городских попечителей в селе проложили асфальтовую дорогу, появилось уличное освещение, вернули фельдшерский пункт. Низкий поклон и сердечная признательность всем благодетелям, принимавшим участие в восстановлении дома Божьего в селе Попово. Бог в долгу не останется.

 Деревня Попово основана переселенцами из Булзинской волости Екатеринбургского уезда Пермской губернии в 1833 году. Тогда приехали 12 семей.-12
 Деревня Попово основана переселенцами из Булзинской волости Екатеринбургского уезда Пермской губернии в 1833 году. Тогда приехали 12 семей.-13
 Деревня Попово основана переселенцами из Булзинской волости Екатеринбургского уезда Пермской губернии в 1833 году. Тогда приехали 12 семей.-14
 Деревня Попово основана переселенцами из Булзинской волости Екатеринбургского уезда Пермской губернии в 1833 году. Тогда приехали 12 семей.-15
 Деревня Попово основана переселенцами из Булзинской волости Екатеринбургского уезда Пермской губернии в 1833 году. Тогда приехали 12 семей.-16
 Деревня Попово основана переселенцами из Булзинской волости Екатеринбургского уезда Пермской губернии в 1833 году. Тогда приехали 12 семей.-17