"Психологически еще более интересен храм Боробудур как иллюстрация идеи вращения, я о нем уже говорил.
Это пирамидальная масса, состоящая из круговых коридоров, все уменьшающихся в размерах, вроде спирали, которая приводит к центральной точке на вершине.
Вы идете по спирали круг за кругом, а стены этих коридоров украшены барельефами, изображающими прошлые воплощения Будды.
Это инициатическое странствие, и с обеих сторон вы окружены жизнями, которые прожил этот совершенный человек.
Паломник узнает, что он жил как растение, как цикада и как обезьяна.
Это не соответствует нашим западным идеям, мы скорее увидим буллу с надписью Verbot («запрещено»).
Но здесь видна жизнь всей природы, включая все возможные ошибки —все 576 процессов, через которые пришлось пройти Будде по спиральному пути, прежде чем он достиг центра. Только тогда он стал совершенным человеком.
Совершенно не соответствует нашим представлениям о том, как нужно прожить свою жизнь!
Вращение имеет особое значение для целостности жизни; если покрыть всю поверхность, то невозможно не стать целостным. Если оставаться только на стороне Востока, то вы разовьетесь только с этой стороны и останетесь неразвитым и несуществующим на другой.
Таково наше психологическое положение; мы — односторонний продукт с неизвестной теневой стороной, которая в любой момент может покрыть нас мраком.
Мировоззрение буддиста, круговое движение, дает шанс стать всесторонним человеком.
Согласно Платону, первый человек был абсолютно круглым существом, гермафродитом, поскольку идея заключалась в том, что следует пройти и через жизнь женщины, и через жизнь мужчины, чтобы стать совершенным человеком.
Только в результате такого посвящения может быть порождено почти целостное сознание, в котором ничто не останется бесконтрольным.
У человека Запада эта упущенная сторона образует автономные комплексы, которые им овладевают, и наступает тьма, человек больше сам себя не знает.
Это как раз та неведомая сторона.
Идея вращения на самом деле означает эволюционное движение, закругление, сознание всей обширности собственной жизни".
Карл Густав Юнг «Анализ сновидений»