К психологам достаточно часто обращаются по проблемам воспитания. И практически все родители спрашивают: «Как часто ребёнка нужно хвалить? Не испорчу ли я его этим?». В советском (и не только) менталитете сформировалось мнение, что ребёнок должен воспитываться в строгости, получая похвалу только за серьёзные достижения («А то привыкнет, перестанет стараться»). Потом (во многом благодаря достопочтенному доктору Споку) к нам проникли западные идеи: хвалить нужно постоянно, тогда ребёнок вырастет уверенным в себе. Но так ли это? Действительно ли похвала формирует устойчивую адекватную самооценку?
Представим себе, какие мысли могут возникнуть у ребёнка, постоянно слышащего: «Ты – молодец! Ты – лучший!». У одного: «Нужно стараться, чтобы мнение родителей не изменилось, и все убедились, что я действительно такой». У другого: «И зачем мне стараться, если я и так лучше всех?».
В конце ХХ века психологи провели исследование, результаты которого дают основания для научного ответа на вопрос о влиянии похвалы на результативность ребёнка. Дети (10-11 лет) решали несложные задачи. Потом их хвалили: одних – за интеллект («Ты прекрасно справился, ты такой умный!»), других – за старательность (Ты старался и хорошо потрудился!»). На следующем этапе задачи были труднее, а результаты удивили исследователей. Дети первой группы волновались, боялись пойти нестандартным путём, что привело к снижению уверенности в себе и результативности. Во второй – старались ещё больше, искали новые варианты решения, что повысило их продуктивность.
Почему же так происходит?
Похвала может временно поднять самооценку, но, если она не несёт в себе реального содержания, то скорее выглядит, как самолюбование: «Я – хороший родитель, потому что у меня хороший ребёнок». Но сам ребёнок никакой конкретной информации не получает (В чём он хорош? Какие его поступки или достижения замечены? Какими своими способностями он в дальнейшем может пользоваться для достижения результата?). А, если ребёнок никаких особых усилий не приложил, потому что задание было простое, то он понимает, что похвала им не заслужена.
Когда же ребёнка хвалили за усидчивость, внимание, старание, то он осознавал: «Так и нужно действовать: стараться, не сдаваться, искать пути и способы решения».
Для того, чтобы формировать у ребёнка уверенность в себе, похвала должна иметь конкретное содержание: «Ты молодец, потому что нашёл нестандартный способ», «Ты ошибался, но не сдался, а довёл работу до конца», «Ты смелый, потому что уверенно отстаивал своё мнение», «Я восхищаюсь твоим терпением и трудолюбием». Прекрасно работает простой способ: не забывайте говорить ребёнку «спасибо» за то, что он сделал по своей инициативе или больше заданного.
Нет смысла хвалить за то, что он и так должен делать. «Молодец, что зубы почистил», «Ай, какой ты умница, что читаешь!» - просто констатация факта. «Молодец, что без напоминания зубы почистил», «Как хорошо, что ты заданное на лето читаешь» - несёт в себе посыл: «самостоятельность, ответственность – это хорошо». Здоровая самооценка формируется при осознанном присутствии родителей в жизни ребёнка и чётком формулировании, «что такое хорошо, и что такое плохо».
Марина (13 лет) обратилась к школьному психологу с вопросом: «А что делать, если мои родители меня не замечают»? Оказалось, что у неё в семье принято постоянно хвалить: «Уроки делаешь? Умница!» - говорит мама, проходя мимо комнаты дочери. «Видишь, какая у меня красавица выросла?» - говорит другу отец, не обратив внимания, что дочь сидит грустная. «Труженица ты моя!» - хвалит бабушка за то, что внучка налила ей чай. «Мне кажется, что у нас ритуал такой – хвалить «просто так» - обиженно говорит Марина. – А какая я, что и как делаю, никому не важно. Они меня словно не видят». Для родителей (кстати, достаточно умных и любящих), реальная ситуация стала открытием. Им пришлось учиться общаться со своей взрослеющей дочерью, эффективно используя как похвалу, так и безоценочное общение.
И всё-таки, хвалить детей очень важно и нужно! Главное – делать это искренне, с любовью и пониманием. Ведь именно похвала помогает человеку чувствовать себя ценным, уникальным и неповторимым.