На днях у нас была очередная лекция на курсе «АВА для мамы» центра Моя Планета. Лекцию читала Анастасия Владимировна Иванова — заместитель директора по учебно-воспитательной работе в центре «Моя Планета», сертифицированный поведенческий аналитик BCBA. Лекция была посвящена различным методам обучения детей с аутизмом.
В лекции было представлено 5 основных методов:
1. Пейринг (необычное название, но важно его запомнить, потому что с этого начинается эффективная работа с нашими ребятами с аутизмом).
Пэйринг — это процесс установления контакта с ребёнком. Во время пэйринга не предъявляются требования, а все поощрения, любимые предметы предоставляются ребёнку по его желанию. С помощью пейринга ребенок понимает, что с вами интереснее, чем без вас. И вообще, что эта тетя веселая, не страшная, и можно ей доверять.
Специалисты используют пэйринг в начале и в конце каждого занятия, для повышения мотивации к занятию и для налаживания контакта. Если вы привели ребенка к новому тераписту, то пэйринг может занять всё первое занятие, а то и несколько занятий. Иногда пэйринг используется специалистом для тестирования мотивационных стимулов, т.е он смотрит, какие игрушки или действия любит малыш.
Также пейринг полезен для того, чтобы тренировать просьбы. Он даёт понять детям, что взрослый настроен позитивно, и что желаемого поощрения много и можно его попросить, а не устраивать истерику.
Со стороны пэйринг выглядит как весёлая игра, без особых правил и требований. Тут главное эмоциональность. Ребенок должен хотеть с вами поиграть.
2. Метод отдельных блоков.
Метод отдельных блоков - это способ организации занятия, при котором это занятие разделено на разные этапы (блоки) с чётким началом и концом. Задания даются взрослым, а результаты фиксируются в чек-листе.
Метод отдельных блоков применяется, если нужно отработать имитацию, название предметов или действий, научить ребёнка диалогу или научить повторять за вами слово.
Начинать подобные занятия нужно обязательно с установления зрительного контакта с малышом, а инструкции должны быть короткими и чёткими, например, «Покажи лампочку», «Дай карандаш». После выполнения инструкции обязательно нужно похвалить ребёнка и дать ему желаемый предмет.
В отличии от пэйринга, метод отдельных блоков требует обязательной процедуры коррекции ошибки, а интервал между блоками должен быть короткий (2 секунды).
3. Цепочка поведения. Используется для развития различных навыков, нужных ребёнку для самостоятельности, например мытьё рук, завязывание шнурков, приготовление еды и другие. Если задуматься, то все подобные навыки состоят из маленьких умений. Разберём один пример: Мы хотим научить ребёнка снимать с себя верхнюю одежду после прогулки. Сначала мы должны научить малыша снимать перчатки, шапку, шарф, потом обувь, комбинезон, потом нужно убрать всё на место. Вот сколько маленьких умений нужно для такого, казалось бы, простого навыка! Поэтому прежде, чем использовать этот метод, нам нужно составить алгоритм, т.е определить все эти маленькие умения, которые и составляют какой-либо навык. Этот алгоритм и есть цепочка поведения, которую мы должны сформировать.
Существует 3 метода формирования цепочек:
• Прямая последовательность.
Действия соединяются одно с другим начиная с первого. Этот метод используется, если ребёнок самостоятельно может выполнить первые шаги цепочки, а затруднение вызывают последующие шаги.
• Формирование цепочки целиком.
Лучше всего применять, если ученик способен выполнить самостоятельно более половины шагов цепочки, но путается в последовательности и у него довольно развита имитация. В этом методе подсказки предоставляются на любом шаге, а поощрение даётся в конце всей цепочки.
• Обратная последовательность.
Используется, если ученик затрудняется выполнять начальные шаги цепочки, но может самостоятельно завершить несколько последних действий. Сначала взрослый выполняет все действия, кроме последнего (если малыш выполнил последнее действие сам, то оно поощряется), потом выполняет все действия, кроме двух последних и так далее, пока не будет освоена вся цепочка.
Метод формирования поведения (шейпинг)
Шейпинг предполагает поощрение тех действий ребёнка, которые наиболее приближают его к нужному действию. При этом поощрения тут разной мощности. Мощность зависит от самого́ действия, насколько оно близко к искомому.
Приведём пример:
Мы хотим научить ребёнка говорить шёпотом. Даём инструкцию: «Говори тихо-тихо» или «Говори как я», хвалим и поощряем только когда ученик действительно говорит шёпотом. Чем тише говорит ребёнок, тем больше подкрепления.
Шейпинг используется при освоении нового поведения, усложнении старого поведения (умел говорить «дай»-добавляем «сок»), увеличении длительности поведения (сидеть за столом не 1 минуту, а 5) или если какое-либо поведение вдруг исчезло.
Шейпинг — весьма эффективный метод, но довольно энергозатратный и требующий постоянного контроля.
Метод обучения в естественной среде.
Эффективен, например, для развития речи. Чем больше малыш взаимодействует с другими людьми, тем больше он слышит речь, пытается её имитировать и запоминает, как этот делают другие.
Ребёнок общается на детской площадке, в садике, дома. Это всё можно назвать обучением.
Также при помощи этого метода, мы можем обучить малыша умению просить игрушки, слушать собеседника, совершать покупки, петь, просить что-либо.
Эффективность этого метода очень высока. Ребёнок не чувствует на себе никаких требований, а значит, встречаем меньшее сопротивление, снижается зависимость от подсказок, а обучать в таких условиях могут все — от специалиста до братьев и сестёр.
Анастасия Владимировна разобрала с нами теорию, ответила на все наши вопросы, разобрала самые сложные вопросы из теста и прокомментировала наши домашние задания. После разбора лекции эта тема показалась мне такой очевидной, что даже меня удивило немного. Теперь, когда я смотрю, как занимаются с моим ребёнком, мне проще понять, как и зачем специалист делает то или иное действие, а это очень успокаивает. Большое спасибо нашим преподавателям за подробное объяснение нам, родителям, принципов развития навыков у наших детей!
#АВАдлямамы #Аутизм #Аутизмпобедим #методыАВА #АВА #АВАтерапия