Найти тему
Задача выжить

Необычная новинка отечественных ВКС – рассекречена «квадратная» ракета Х-69.

Оглавление

Одной из главных новинок, представленных на форуме «Армия», стала новейшая авиационная ракета Х-69, чем сразу наделала довольно много шуму. На что она способна, под кого ориентирована и когда будет применяться мы сейчас и расскажем.

Источник: Defense-Update/Tamir Eshel. В кадре Х-59МК2, лежащая в основе нынешней новинки. Впервые представлена в 2015 году как экспортная ракета.
Источник: Defense-Update/Tamir Eshel. В кадре Х-59МК2, лежащая в основе нынешней новинки. Впервые представлена в 2015 году как экспортная ракета.

Приветствую на канале!

Начнём с того, что «корни» новинки лежат в далёких 70-х годах, когда в нашей стране стартовала разработка Х-59, более известная как «Овод». Дальность по нынешним меркам не особо высока, всего лишь 45 километров, зато вес боевой части приличный – почти 150 килограмм, что довольно неплохо для подобного класса вооружения и позволяет выводить из строя широкий спектр самых разных целей. Учитывая, что это 70-80-е, то и средств ПВО противника по типу MIM-23 Hawk можно было не так уж сильно и опасаться. Минусы конечно были, и всплыли они в 90-е, но позже были оперативно устранены. В целом, проект получился довольно удачный, что позволило ему в модифицированном виде применяться до сих пор – видео с прилётом этих ракет частенько встречаются в сети. Основным носителем является Су-24М и Су-34, хотя в список совместимых входят все современные российские многофункциональные самолёты, вплоть до Су-57 и даже такой крупный бомбардировщик, как Ту-160. Тем не менее, прогресс не стоит на месте, и классический «Овод» многократно подвергался улучшениям и считается, что его самая современная версия – это Х-59МК2, но, честно говоря, на самом деле там от оригинала мало что осталось. Отличается она абсолютно всем – системой наведения, корпусом, характеристиками и даже покупателем – новый «Овод» ориентирован на экспорт.

Источник: КТРВ. В кадре уже непосредственно Х-69 и первое, что бросается в глаза - это увеличенная головная часть ракеты. Судя по всему, это проявление модульной концепции.
Источник: КТРВ. В кадре уже непосредственно Х-69 и первое, что бросается в глаза - это увеличенная головная часть ракеты. Судя по всему, это проявление модульной концепции.

Но даже не обращая внимания на этот не всегда радостный факт, ракета получилась очень хорошей. Первое, что бросается в глаза – это «квадратные» формы корпуса. Подход не обычный, но ему есть внятное и довольно широкое объяснение – дело в том, что это оптимизация под размещение во внутренних отсеках самолётов пятого поколения (читай Су-57). Второе преимущество и куда более интересное – грани выполнены с учётом технология «Стелс». То есть новый «Овод» банально сложнее заметить, когда он летит и даже когда ещё находится на носителе. Хороший пример – считается, что ЭПР Су-35С чуть меньше квадратного метра, тогда как с боекомплектом он заметно возрастает (ракеты тоже отражают, и могут добавить пару квадратных метров, что иногда критично). В случае же с МК2 углы проблемы явно сглаживаются. И последнее преимущество, которое даёт подобный «квадратный корпус» - это больше топлива и улучшенная в целом компоновка «начинки». Такой подход позволил сравнительно небольшой ракете достичь дальности в рекордные 300 километров, позволяя работать по целям, не входя в зону действия самых современных средств ПВО противника. Касаемо системы наведения, то здесь по последнему слову техники, так сказать – присутствует совокупность БИНС, электронно-оптической системы и ГЛОНАСС, что позволило добиться КВО всего в 3 метра. Учитывая вес БЧ, который вырос в два раза до 310 кг – вероятность успешного попадания вырастает в разы. Хорошо, но что там с Х-69-то?

Источник: forum.dcs.world. Инфографика от китайских любителей авиации, которая максимально точно передаёт размещение Х-56МК2/Х-69 во внутренних отсеках Су-57.
Источник: forum.dcs.world. Инфографика от китайских любителей авиации, которая максимально точно передаёт размещение Х-56МК2/Х-69 во внутренних отсеках Су-57.

Дело в том, что Х-69 – это серьёзно доработанная, но уже для ВС РФ ракета, выполненная в том же корпусе, но с заметными отличиями, о чём свидетельствует новый индекс. Перво-наперво, дальность – скорее всего, она больше оригинала, так как ранее присутствовало искусственное ограничение из-за Режима контроля за ракетными технологиями, который и регулирует дальность экспортных боеприпасов данного типа в рамках 300 км. Вообще, многие эксперты полагают, что базовая Х-59МК2, судя по её габаритам, может пролететь явно дальше трёхсот километров и куда более актуальные цифры находятся в пределах пяти сотен. Здесь чётко прослеживается та же самая ситуация, что была в своё время с «Калибром» - тогда тоже думали, что 300, а оказалось 2600. Пункт номер два - это модульная конструкция перспективного боеприпаса. И здесь возникает интригующий вопрос – а на какие элементы она распространяется? И распространяется ли модульность на системы наведения? Если да, то получается очень «гибкая» ракета, которая сможет работать по всем типам целей на приличном расстоянии. Нужно попасть в защищённый объект? Берём вариант с оптической системой наведения. В корабль? Вариант с АРГСН и вперёд и всё в этом духе. Что-то подсказывает, что принцип, как у ракет 9М728 и 9М729 от комплекса «Искандер», где варьируются размеры топливного отсека и масса БЧ, опять же, в зависимости от целей и задач.

Источник: militaryrussia.ru. Инфографика для иностранных покупателей Х-59МК2.
Источник: militaryrussia.ru. Инфографика для иностранных покупателей Х-59МК2.

Напоследок хотелось бы представить ещё один факт о Х69 – по опубликованным заявлениям она уже применяется. Как минимум в Сирии – на кадрах испытания новейшего истребителя Су-57, из его внутренних отсеков как раз выходит наша новинка в виде прототипа, принятая ранее за Х-59МК2.

Дорогой Друг, пожалуйста, поставь лайк, оставь комментарий и подпишись - нас почти 47 000. Спасибо каждому!