Найти в Дзене

Вас обозвали дураком или дурой? Не огорчайтесь, это совсем не плохо. И вот почему:

«Дурак!» или «Дура!». Вы не задумывались откуда вообще в нашем языке появились эти оскорбления и что эти слова значили изначально? Если не задумывались, то хочу поделится своими мыслями на этот счет. А также продемонстрировать, что лучше быть в глазах окружающих дурой или дураком, чем быть беспомощной Жертвой. Обращаю ваше внимание на то, что в качестве примера мною используется персонаж мужского рода. Однако все размышления и последующие выводы одинаково верны как для мужчин, так и для женщин в силу их равенства, - каждый является человеком и личностью. Примером нам послужит известная сказка «Конёк-горбунок». В начале произведения мы узнаем о некоем старике и его сыновьях: Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак. А теперь разберем подробнее каждого из братьев, исходя из их описания: О старшем говорится как о самом умном. Однако у меня есть повод усомниться в этом. "Детина" - человек, большой силы и рос
Оглавление

«Дурак!» или «Дура!». Вы не задумывались откуда вообще в нашем языке появились эти оскорбления и что эти слова значили изначально? Если не задумывались, то хочу поделится своими мыслями на этот счет. А также продемонстрировать, что лучше быть в глазах окружающих дурой или дураком, чем быть беспомощной Жертвой.

Обращаю ваше внимание на то, что в качестве примера мною используется персонаж мужского рода. Однако все размышления и последующие выводы одинаково верны как для мужчин, так и для женщин в силу их равенства, - каждый является человеком и личностью.

Примером нам послужит известная сказка «Конёк-горбунок». В начале произведения мы узнаем о некоем старике и его сыновьях:

Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.

А теперь разберем подробнее каждого из братьев, исходя из их описания:

О старшем говорится как о самом умном. Однако у меня есть повод усомниться в этом. "Детина" - человек, большой силы и роста, однако при этом с мышлением дитя. Мне думается, что здесь отсылка к его уму скорее сарказм автора, ибо, как гласит русская пословица: «Сила – уму могила». То есть умным его точно назвать нельзя, по крайней мере по меркам взрослого человека.

Средний брат охарактеризован как "и так и сяк", то есть "ни то, ни сё", «и нашим и вашим», то есть человек без каких-либо стойких жизненных принципов, главное, чтобы самому было удобно. Человек, для которого моральные ценности заменяются понятием выгоды. Кстати, именно он подговаривает "умного" старшего брата украсть не принадлежащих им коней. Продать и вырученные деньги поделить.

Младший вовсе был дурак. «Вовсе» - это значит во всём. То есть абсолютный дурак, как говорится, на все сто процентов. И вот тут начинается самое интересное. А именно, происхождение слова «дурак». Dura (ж.) – в переводе с латыни означает несгибаемый, жесткий. «Dura lex, sed lex» – говорит нам римская пословица, что переводится как: «Закон суров (непреклонен), но это Закон».

Это латинское слово трансформировалось в русском языке в слово мужского рода "дурак" - несгибаемый, упрямый и твердый. Тогда как в женском роде так и осталось "дура" и стало определением крупного неповоротливого объекта и оскорбления в адрес женщины: «Что это за дура?! Это не дура, дура! Это лошадь!».

Вот и получается что дурак или дура – это вовсе не глупый и наивный человек. А тот, кто тверд и не гнется под воздействием других. Человек знающий, чего хочет, и не принимающий посторонних доводов, если они не соответствуют его убеждениям. Идущий в своем стремлении до конца и имеющий на все свое собственное мнение. «Всяк дурак – кто говорит не так», то есть действующий наперекор общественному мнению. Человек, как говорили раньше, с принципами.

У этого слова кстати тоже римские корни. В легионах древнего Рима «принципы» – это закаленные ветераны пехоты второй линии, о которую разбивался натиск любого противника и которые были в состоянии смять вражескую защиту, переходя в наступление.

Однако вернемся к нашим трем братьям. Не знаю, был ли знаком Ершов с индийскими верованиями, но эти трое братьев отлично вписываются в представление о кастах. Автор указывает, что братья, занимались тем, что выращивали пшеницу и торговали ею в близлежащей столице. Из этого я могу заключить следующее. Первый сын – это Земледелец. Человек, как мы уже знаем, большой физической силы и выносливости, но без воображения. Жизнь трудами «от сохи» с раннего утра и до заката, а потом крепко спать, что он в общем-то и сделал отправившись в караул: «И со страхов наш мужик. Закопался под сенник». Тут содержится прямая отсылка к его деятельности. Мужик. И этим все сказано.

Второй сын - Торговец, который умеет во всем видеть свою выгоду и быть везде полезным, потому он «и так и сяк». И, как я писал выше, стремление продать все, что можно, и получить прибыль выдает в нем Торговца. Он, так же как и старший сын, по ночам действовать не может и со своего дозора сбегает: «И всю ночь ходил дозором. У соседки под забором.». Потому что деятельность Торговца - сделки, которые заключались "на торге" только при свете дня. Свет солнца олицетворял честность совершенной сделки под взорами богов. Заключенная ночью сделка, честной считаться уже не могла.

Младший третий сын, тот самый дурак – это конечно Воин. Он единственный кто не соглашается идти в дозор, не понимая ради чего должен это делать. При этом игнорирует упреки старших братьев. Что выглядит неестественно учитывая возрастную иерархию в семье тех времен. Однако с учетом расположения на кастовых ступенях это очень логично, старшие братья стоят ниже и их требования для Воина не имеют значения. И только просьба отца, с обещанием поощрения вкусной едой за труды заставляет его выйти в дозор, где он: «Звёзды на небе считает. Да краюшку уплетает». В отличие от своих братьев он абсолютно не испытывает страха перед появлением вора и не спит ночью. Спать в карауле Воин себе позволить не может, и потому ловит ночного разорителя поля – кобылицу, которая обещает ему щедрую награду за своё освобождение. На что Воин просто отвечает: «Ладно». Даже не пытаясь выторговать из пленницы все сокровища мира. И она, как и обещала, награждает его тремя конями. Два из них - это олицетворение Богатства:

Кони ржали и храпели,
Очи яхонтом горели;
В мелки кольца завитой,
Хвост струился золотой,
И алмазные копыты
Крупным жемчугом обиты.

А третий, тот самый Конёк-горбунок, олицетворяет Разум. Да уж, наградила так наградила. Богатством, которое для Воина ценности уже не представляет, и Разумом, ценность которого Воин пока не осознает. Но именно Разум это то, что позволит впоследствии трансформироваться Воину и стать Правителем. Об этом кобылица сообщает третьему брату буквально прямым текстом:

Двух коней, коль хошь, продай
Но конька не отдавай
Ни за пояс, ни за шапку,
Ни за чёрную, слышь, бабку.
На земле и под землёй
Он товарищ будет твой:
Он зимой тебя согреет,
Летом холодом обвеет,
В голод хлебом угостит,
В жажду мёдом напоит.

И это, согласитесь, действительно самый ценный подарок. Разум. Что может быть лучше, чем когда собственное сознание человека является его верным другом и служит ему верой и правдой. Так и собственное сознание Ивана со временем станет ему верным другом и всегда будет ему служить. Именно Разум выступает в роли Конька-горбунка, именно он отговаривает младшего брата брать перо жар-птицы, но так как Иван еще не «подружился» с самим собою, он совершает ошибку.

Однако впоследствии, благодаря приобретаемому личному опыту в лице деспотичного Царя и различных путешествиях, учится этому достаточно быстро. Иван-дурак, учась все больше полагаться на разум, преодолевает различные козни и опасности. Он с честью выходит из череды всевозможных испытаний, благодаря которым в конце сказки становится Правителем. В финале многих сказок Иван-дурак берет в жены Василису Премудрую, или другую супругу, имя которой так или иначе символизирует её необычные способности и мудрость. Здесь новоявленная супруга Царь-девица указывает народу на Ивана как на правителя и народ соглашается. То есть здесь не идет речь о брачном союзе между мужчиной и женщиной, мы видим здесь аллегорию, в которой выражается обретение Воином мудрости Правителя, которую видят все окружающие.

Почему же так происходит, что самый "никчемный" из братьев, младший в семье, не имеющий права на наследство, становится Правителем? Всё очень просто. Иван-дурак всегда упрямо идет до конца, преодолевая различные испытания, в которых ему постоянно мешают разного рода завистники и злопыхатели.

И в этих испытаниях единственным верным помощником ему служит Разум, который он вначале не слушается, но с приобретением негативного опыта начинает доверять ему безоговорочно. Конёк-горбунок и Серый волк, Баба-Яга и многие другие персонажи в русских сказках, это все образы Разума, которые дают главному герою дельные советы, хотя по началу прислушиваться к голосу Разума ох как непросто.

«Дуракам легко живется». А почему? Да потому, что «дурак» четко понимает, чего он хочет, какие цели преследует, и идет, не оглядываясь на мнение остальных, по итогу получая то, что хотел. И это естественно злит и оскорбляет всех тех, кого «дурак» превзошел. Именно эта злость и зависть привели к тому, что слово «дурак» стало ассоциироваться в сознании людей с понятием «глупец». Однако, как мы уже выяснили, изначальное значение этого слова говорит совсем о другом.

Вот и получается, друзья мои, что "дурак" или "дура" – это те, кто, следуя своим истинным потребностям, определяет цели и идет до конца, достигая в результате этой цели. Но это вызывает не восхищение и уважение окружающих. Вовсе нет. Это вызывает зависть и желание обесценить победу каждого из этих людей. А как обесценить проще всего? Конечно, отдать должное не человеку, который упрямо шел к успеху и достиг его, а обстоятельствам, которые очень удачно сложились на его жизненном пути. «Дуракам везет!» –любят говорить люди, видя очередной оскорбляющий их успех «недостойного», по их мнению, человека. Однако мне в таком случае вспоминается другая поговорка: «Везет тому, кто сам себя везет». А значит, все дело в человеке, в том что он не оглядываясь на мнение других шел своими ногами к своему результату. И этот его результат теперь так ненавистен остальным, всем тем, кто предпочел в это время сидеть на месте и даже не пытаться хоть что-то изменить в своей жизни. Ну и кто, спрашивается, после этого "дурак"?

Тоже самое происходит с теми, кто вознамерился изменить свою жизнь и выбрав истинную потребность стали двигаться к её удовлетворению. "Дураки!" - кричат окружающие. Каждый считает своим делом влезть с советом: «Куда ты дура лезешь!». Остановить любой ценой. Потому что если не остановить, то последующий успех той самой "дуры" черной завистью начнет выжигать изнутри причиняя нестерпимую боль. И ведь останавливают, останавливают ломая чужие жизни, хотя сами при этом сидят в болоте своих ложных убеждений, сломавших жизнь им самим.

Но в этом и заключается стремление Жертвы опустить каждого до своего уровня и глубже. Чугунными колодками повиснуть на ногах тех, кто отважился подняться чуть выше над общим "болотом" и не дать им взлететь. "Конструктивной" критикой сломать «крылья» собственным детям и близким людям, не позволяя им подняться чуть выше и увидеть чуть больше. Такие они, "добрые люди" которые якобы стремятся "уберечь и защитить", а по факту воинствующие демагоги, которые могут лишь обсуждать и осуждать. Разрешите дать вам совет - не слушайте таких. Если решили действовать, то действуйте, не откладывая решение на потом. Потому что, потом и жизнь закончится. И вам останется только сожаление о том, что хотели, но так и не решились.

Такие вот мысли. Возможно, найдутся те, кто возразят мне. Скажут, что все написанное здесь это чушь, а сравнения, приведенные мною, просто «притянуты» за длинные уши конька-горбунка. Спорить не буду, только лишь скажу, что каждый имеет право на собственное мнение. Ну а для особо недовольных хочу закончить отрывком из замечательного произведения Леонида Филатова:

А что сказка дурна — то рассказчика вина.
Изловить бы дурака да отвесить тумака,
ан нельзя никак — ведь рассказчик-то дурак!
А у нас спокон веков нет суда на дураков!

Хотите знать больше?

Подробно о сути психоэмоционального состояния «Жертва» и причинах его появления вы узнаете в книге-пособии «АнтиЖертва». Всю информацию о том, как проработать и аннулировать Жертвенные состояния, каждый желающий найдет на сайте.